В поход на парусной лодке

Авральные и аварийные расписания четко определяют обязанности каждого члена экипажа во время наиболее важных маневров по управлению судном или в аварийной обстановке. К основным авральным отнесем расписания по: постановке и уборке парусов; швартовке (подход к причалу, берегу и отход от них); разбивке и съемке лагеря; постановке на якорь и съемке с якоря (в том числе постановка и уборка плавучего якоря); взятию рифов, замене передних парусов, замене грота триселем. В случае необходимости могут быть составлены и другие авральные расписания, например по буксировке и т. п.

Аварийные расписания составляются, как правило, по тревогам — водяной, пожарной и «человек за бортом». Рекомендуется также составлять расписание для действий команды по прохождению мели и «осушки», по преодолению участков берега (обноса).

Продуманно составленные, тщательно отработанные расписания обеспечат быстрое, уверенное и слаженное выполнение всех действий.

Специальная подготовка группы, которую целесообразно начать как можно раньше, предусматривает изучение основ теории плавания под парусами и разработку маршрута.

Практическая часть специальной подготовки включает участие экипажей судов во всех мероприятиях местных турклубов по парусному туризму и учебно-тренировочные плавания. В учебно-тренировочных походах нужно стремиться создать обстановку, наиболее приближенную к условиям намечаемого путешествия; в походах выходного дня можно по заранее намеченной программе осваивать нужные элементы морской практики, выполнение работ, предусмотренных авральными и аварийными расписаниями. Учебно-тренировочные плавания используются одновременно для подготовки членов группы к сдаче практического экзамена по вождению туристского судна.

Основные условия, определяющие выбор маршрута: тип, конструкция туристского парусного судна и его техническое состояние; квалификация и опыт экипажа (в первую очередь руководителя похода и рулевых); время, которым располагают участники плавания, время года; Вопрос о соответствии маршрута мореходным качествам парусного туристского судна во многом зависит от конкретных условий района, где проходит маршрут» Чем больше открытых переходов и чем дальше друг от друга закрытые бухты, другие возможные убежища, тем более мореходным должно быть судно. Однако в<? всех случаях необходимо учитывать вероятность наиболее неблагоприятного сочетания навигационной и метеорологической обстановки, в которую может попасть судно, и критически относиться к выбору маршрута для судна с ограниченными мореходными качествами.

При выборе маршрута много значат квалификация, опыт и численность группы. Чем ниже опыт и квалификация экипажа, тем, естественно, менее сложным должен быть маршрут. Если у группы нет опыта сложных парусных путешествий, лучше всего воспользоваться типовым маршрутом низшей категории сложности. По такому маршруту всегда можно получить консультацию в маршрутных комиссиях и подобрать необходимые материалы. Это значительно упрощает подготовку и проведение похода.

Время, которым располагают участники плавания, в большинстве случаев ограничено, что требует очень внимательного отношения к составлению графика маршрута. За основу расчета можно рекомендовать среднесуточную скорость 20—40 км/сутки (для походов I—III категорий сложности). Среднесуточная скорость зависит от направления господствующих ветров, типа, оснащения и мореходности судна, опыта и тренированности экипажа, причем тренированности не только в элементах морской практики, но и в выборе места для ночевки, разбивке лагеря, приготовлении пищи, свертывании лагеря и организованном выходе на старт очередного перехода. При тщательной отработке всех элементов прохождения маршрута, наличии быстроходного судна и увеличении времени суточных переходов среднесуточную скорость можно увеличить. Но при этом не следует забывать, что туристское путешествие предполагает активный отдых, сочетающий в себе преодоление препятствий, со знакомством с природой, историей и экономикой края, достопримечательностями на маршруте.

Длина маршрута измеряется по генеральным курсам, проложенным в районах, гарантирующих безопасность плавания, или по рекомендованным курсам, обусловленным соответствующим удалением от берега, островов и других возможных укрытий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9