В поход на парусной лодке

При составлении графика маршрута необходимо предусматривать не менее одной дневки на 100—150 км маршрута. Дневки предназначаются для отдыха и знакомства с окружающей местностью, но могут потребоваться и для устранения последствий аварии, для осмотра судов и проведения текущего ремонта, для компенсации времени, затраченного на пережидание штормовой погоды, штилей, туманов. Немало времени отнимают подача телеграмм о прохождении маршрута, оформление справок, пополнение запаса продуктов, особенно в малонаселенных районах.

Первый переход надо планировать возможно более коротким (10—15 км). После него обычно требуется дополнительная настройка вооружения, а иногда и ремонт. Экипажи судов во время первого перехода настраиваются на прохождение маршрута.

Маршрут желательно начинать с более легкого в навигационном отношении участка, особенно при небольшом опыте туристов. Перед прохождением самого сложного участка необходимо предусмотреть дневку.

Малая осадка и небольшой вес туристских разборных парусных судов, возможность доставки их практически в любой пункт начала похода позволяют осуществлять маршруты, недоступные для других типов парусных судов. Нет необходимости и в челночном прохождении маршрутов в оба конца за один поход, хотя прохождение одного маршрута в разных направлениях надо признать целесообразным с точки зрения ветро-волновых условий, а если их проходить в разное время, то они могут представлять интерес и в навигационном отношении.

На маршруте должны быть намечены пункты встречи судов, если те при неблагоприятных условиях потеряют друг друга, а также пункты преждевременного прекращения маршрута и его запасные варианты.

Приведенная выше среднесуточная скорость основана на опыте походов на разборных швертботах «Мева». Напомним, что тримараны и катамараны при сопоставимой парусности и размерах имеют большую скорость на полных курсах, но на лавировке и особенно при значительном волнении проигрывают «Меве» в скорости, хотя и она имеет низкую среднюю скорость на лавировке по генеральному курсу (2—3 км/час).

Тип судна выбирается в зависимости от условий путешествия и склонности рулевого. Дать здесь какие-либо определенные рекомендации пока трудно, так как опыт походов на разборных парусных судах невелик. Наибольший опыт накоплен в групповых походах на разборных швертботах «Мева», но и эти суда отличаются малыми размерами и малой грузоподъемностью. Создание разборного швертбота несколько больших размеров и грузоподъемности при незначительном увеличении веса откроет новые возможности для парусных путешествий.

Большие потенциальные возможности в прохождении парусных маршрутов и у многокорпусных судов, конструктивные особенности которых облегчают вынос их на берег, а при повреждении оболочки можно обойтись без дополнительных емкостей плавучести. Меньшее количество групповых походов на многокорпусных судах можно объяснить, по всей вероятности, отсутствием в настоящее время у нас серийно выпускаемых моделей, а суда, изготавливаемые любителями, значительно отличаются друг от друга по эксплуатационным и ходовым качествам.

Равные ходовые качества — важное условие группового (эскадренного) плавания, так как среднесуточная скорость задается судном с наименьшей скоростью, причем при различных направлениях ветра относительно генерального курса наименьшая скорость может быть у разных судов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9