Встреча со смерчами

Как-то зимой я вспоминал с друзьями летние дальние плавания на яхтах. Приводили случаи поломок рангоута, посадки на камни, разорванные шквалом паруса. Всякое бывает в море. Но с неприятными происшествиями яхтсмены умеют и могут бороться. Опаснее всего встреча яхты в море со смерчем. С такой оценкой смерчей согласились все. К сожалению, метеорология еще не все знает об этом явлении природы, не может его прогнозировать. Между тем смерчи летом довольно часто бывают и на Балтике, и в южных, и в восточных наших морях.

Однажды в июле я шел на швертботе «Руслан» (класса «Т-3»), Прошли траверз маяка Стирсудден и вышли на открытый большой плес. Погода стояла отвратительная— сырая и холодная. Свежий юго-западный ветер развел большую волну, небо в низких темно-серых тучах, с которых вниз тянулись большие дождевые косы. Нам повезло: дождь пересек яхте курс и уходил на север. Но временами все же моросило, а иногда сверкала далекая молния, гремел гром. Мы предполагали, что успеем укрыться в проливе Бьёркёзунд. Оставалось пройти около двадцати миль.
— Смотрите, смотрите! — крикнул рулевой.

Мы обернулись. Одна из темных зловещих туч вдруг начала снижаться и догонять яхту. Туча неслась так низко, что, казалось, вот-вот сядет на воду или к нам на мачту. Из нее тянулась вниз черная дождевая коса. Яхта шла бакштаг, ход хороший, только иногда большой «беляк» вдруг «рычал» у самого транца и чуть сбивал с курса. Взяли рифы, надели дождевое платье, ветер уже дул баллов в шесть,— для нас это многовато. Команда у меня была достаточно опытная — чета Антоновых и матрос Женя Шлемин, все плавали не первый год.

Вскоре мы увидели, как из догонявшей нас мрачной низкой тучи начал спускаться к воде тоненький длинный хоботок. Он быстро рос и увеличивался. Под ним поверхность моря вдруг закипела, покрылась мелкой пеной и начала как бы крутиться в водовороте, выпучиваться конусом кверху — навстречу «хоботу». И вот они соединились и образовали вертящийся водяной темно-синий столб. Он двигался милях в двух, параллельным яхте курсом. Мы услышали тяжелый, грозный гул, будто через мост проносился товарный поезд. Это был смерч.

Я взглянул на барометр: давление упало на девять миллиметров. Через минуту-другую на западе, милях в двух-трех, показались еще два таких же смерча. Они шли далеко, пересекая наш курс. Как обычно, смерчи мчались по ветру за породившими их тучами, не порывая с ними связи. Скорость движения смерчей достигает 35—45 километров в час. Быстро мчались и увиденные нами смерчи. Я отвернул на 90 градусов от курса смерча. Запустили и двигатель, чтобы поскорее отойти в сторону. В походный дневник я в тот день записал: «Смерч промчался близко, мрачно гудел, но мы быстро уклонились, жуткая была картина...»

Пошел сильный ливень, налетел шквал баллов в семь-восемь, нам попутный. Я приказал убрать паруса, и яхта под стакселем и мотором вошла в пролив, подгоняемая волной.

Смерчи мне приходилось наблюдать почти каждый год. Они почему-то часто появлялись на Гогландско-Сескарском плесе в плохую погоду и при юго-западном ветре. Метеорологи говорят, что смерчи зарождаются на границе теплого и холодного фронта воздушных масс. Мощные грозовые облака и дождевые тучи, длительный период низкого давления, температура воздуха значительно ниже температуры воды на поверхности — вот условия появления смерчей.

В советских морях смерчи встречаются в Азовском море, у берегов Кавказа, в Финском заливе, на Дальнем Востоке и изредка в районе Соловецких островов на Белом море. Высота водяного столба смерча в наших водах не превышает 400 метров, а в Атлантике доходит до 1500 метров при скорости вращения водяной массы в смерче против часовой стрелки 100 метров в секунду! Само же основание смерча бывает в диаметре от 24 до 70 метров.

Разрушительная сила смерча очень велика, а время существования доходит до четырех часов. Натолкнувшись на какое-либо препятствие, смерч разрушается, и вся масса воды падает в море или на землю. Однажды смерч, выйдя в районе Владивостока на берег, рассыпался у села Кавалерово и разбросал там массу морских медуз, рачков и мелкой рыбешки. Как-то моя яхта стояла в бухте Дубковой. Мы смотрели на несущиеся в море смерчи. Один из них с гулом подлетел к маяку Стирсудден и с корнями вырвал высокие сосны, отбросив их метров на пятьдесят, а затем рассеялся.

Впервые смерч подробно описал в 1668 году английский мореплаватель и пират У. Дампиер. Смерч налетел на его фрегат «Блесинг» водоизмещением в 300 тонн у берегов Гвинеи, оторвал бушприт, сломал фок- и бизань-мачты, изорвал все паруса, убил трех матросов. Летом 1924 года в Азовском море смерч вышел на берег в районе Темрюка, поднял в воздух трех мальчиков-пастухов и бросил в степь. Другой смерч отбросил лодку с семью рыбаками на полтораста метров. А в 1923 году в Атлантике смерч, догнав транспорт, разрушил мостик, рулевую рубку, сорвал все шлюпки и предметы с палубы и затопил верхние каюты.

Для кораблей опасны также водяные смерчи, часто появляющиеся у берегов Флориды. К этому полуострову непрерывно поступает влажный теплый воздух, способствующий неустойчивости атмосферы.

Смерчи опасны кораблям и особенно яхтам и катерам. Капитану яхты, определив курс смерча, следует немедленно повернуть на 90 градусов в сторону, а если позволяет обстановка, лечь на обратный его движению курс. Так я поступал, как только обнаруживал смерч, и все оканчивалось благополучно.