Выход на маршрут

За неделю до отъезда осуществляется проверка готовности группы к выходу на маршрут. Проверяется укомплектованность группы и судов снаряжением согласно разработанным ведомостям, уточняется выполнение заданий по закупке продуктов, их распределение между участниками на время транспортировки. Само собой разумеется, что группа заранее заказала железнодорожные билеты и имеет их на руках. Железнодорожный вариант проезда к месту старта рассматривается как наиболее распространенный. Остается решить, как доставлять упаковки судов. Самый простой вариант — отправка их багажом, но требуется уточнить, есть ли в вашем поезде багажный вагон и следует ли он до вашей станции. Если «не имеется» и «не следует», надо быть готовым к тому, что вы получите свой багаж через несколько суток после прибытия к месту назначения. В таких случаях палатку, спальники и минимум туристского снаряжения нужно везти с собой, а основной багаж отправить за несколько дней до выезда.

Сохранность элементов судов в упаковках, удобство переноски и перевозки упаковок, их вместимость и время укладки зависят от отработанности, последовательности укладки. Каждый рулевой должен разработать систему укладки и упаковки элементов своего разборного судна, исходя из его конструктивных особенностей.

С момента начала переезда группы к месту выхода на маршрут начинает действовать система дежурства участников по приготовлению пищи.

Итак, упаковки судов и снаряжение группы доставлены к месту начала маршрута. Экипажи осуществляют сборку и оснащение судов. Одновременно проводится знакомство с достопримечательностями края, с особенностями и местными правилами плавания, с прогнозом погоды на ближайшие дни. Продукты и снаряжение группы распределяются по судам.

При укладке продуктов и снаряжения необходимо составить списки с указанием места укладки. После проверки готовности к походу судов и экипажа руководитель принимает решение о выходе на маршрут и дает телеграммы в местную КСС, зарегистрировавшую группу, в МКК, которая рассмотрела заявочные материалы на данный маршрут, и в организацию, выпустившую группу на маршрут.

Перед первым переходом руководитель разъясняет его маршрут и возможные варианты, указывает конечный пункт, уточняет режим плавания, средства связи, порядок следования судов.

Переход можно начинать только при устойчивых благоприятных погодных условиях. Недопустимо начинать плавание в густой туман или при ветре силой выше разрешенной, а также в преддверии ухудшения погоды. В первый переход следует идти при силе ветра, по крайней мере, на 1 балл ниже разрешенной. Если ветра нет, а вся программа на берегу выполнена, рационально двигаться на веслах или под мотором (если он имеется и его применение разрешено условиями путешествия) до места первой остановки согласно плану путешествия и там дождаться благоприятного ветра. Своевременный выход на активную часть маршрута очень важен для формирования психического состояния участников — их адаптации к местным условиям и парусного похода вообще.

Любое путешествие для его участников обычно бывает новым (по месту проведения, климатическим условиям, географическим и навигационным особенностям, составу группы), поэтому каждый по-своему и не сразу вписывается в новые условия, даже если имеет достаточно большой опыт. Об этом следует помнить руководителю, особенно в начальной стадии путешествия.