Яхтсмены в боевом дозоре

После того как с 16 июля запретили выход яхт в Невскую губу, мы продолжали обучение наших будущих военморов на невских фарватерах — Елагинском, Петровском и Галерном до входных буев. И 10 августа даже провели водноспортивный праздник петроградской допризывной молодежи на Средней Невке, рядом с водноспортивной станцией Наркомпроса (ныне там находится яхт-клуб «Водник»), Программу мы составили обширную, на все вкусы: парад участников, гребная гонка, плавание на дистанцию, парад яхт и гонка-гандикап по Елагинскому фарватеру, то есть с уравнением шансов на победу пересчетом времени по специальной формуле, учитывающей размеры и парусность яхт.

День выдался жаркий, дул прекрасный для гонок западный ветерок балла в три-четыре — как по заказу, и праздник прошел отлично. В гонках приняли участие пятнадцать яхт — не так уж мало! Я впервые в жизни шел капитаном на чудесной гоночной яхте «Эрика» восьмиметрового международного класса и занял первое место.

Вскоре яхтам Первого Морского отряда присвоили опознавательный знак, который нашивался на гроте у нока гафеля — большая черная звезда, а под ней черная же полоса. Только яхтам с таким опознавательным знаком вновь разрешили выход в Невскую губу, однако без захода в Кронштадт. Но теперь яхты Морского отряда выходили из Невы не только в учебное плавание.

Через несколько дней после нашего водноспортивного праздника, 18 августа, английские торпедные катера совершили набег на корабли флота в Кронштадте. Англичане рассчитывали, что неожиданное применение нового тогда средства войны на море — торпедных катеров, одновременность удара катеров с налетом авиации позволит уничтожить корабли Красного Флота. Но стоявший в дозоре эсминец «Гавриил» метким огнем потопил три торпедных катера, часть их экипажей попала в плен. Однако прорвавшиеся в гавань два вражеских катера потопили учебный корабль «Память Азова» и повредили линкор «Андрей Первозванный».

Имелись сведения и о том, что быстроходные английские катера каким-то образом проникают в Петроград из Терийок, поддерживая связь с белогвардейскими контрреволюционными заговорщиками. Балтийский флот не имел такого числа сторожевых судов, чтобы перекрыть подходы к Петрограду с моря. Да и с топливом по-прежнему было плохо — угля и мазута не хватало даже для ДОТ — Действующего отряда кораблей, в который входило боевое ядро флота. И тогда командование решило установить линию дозора из яхт Морского отряда.

Линию дозора нам определили от Лахты до дамбы Морского канала. Таким образом перекрывались пути проникновения в рукава Невы через мелководные районы Невской губы. Кроме того, на входе в Морской канал из Невы встали эсминец «Инженер-механик Дмитриев», миноносец № 213 и два тральщика.

21 августа 1919 года начальник Минной дивизии Балтийского моря, который отвечал за охрану водного района в Невской губе, подписал инструкцию о создании сторожевой цепи из десяти парусных яхт И трехмачтовых шхун со стальными корпусами «Бриз» и «Муссон». Всякое плавание в Невской губе от захода солнца и до семи утра запрещалось. В тот же день к вечеру яхты заняли свои места, встав на якорь по данной нам диспозиции. Дали на яхты оружие — винтовки, несколько пулеметов.

Наступала осень, задували ветра, лили дожди. Нести вахты на яхтах в таких условиях было нелегко. Холодно, согреться, обсушиться негде. Сменялись же яхты через четыре-пять дней. Но комсомольцы Морского отряда понимали, что решают боевую задачу, и вахты несли бдительно. Как командир отряда я почти каждую ночь находился то на одной, то на другой яхте или шхуне. Не раз действенность дозорной службы неожиданно проверял начальник Минной дивизии, посылая катер. И каждый раз своевременно темень ночи прорезал след ракеты — катер обнаруживали.
» Задерживали дозоры и настоящих нарушителей. Благодарностью в приказе по Морскому отряду отметили бдительность вахт на яхтах, которыми командовали Павел Перовский и Петр Бондаренко, четкое несение службы Владимиром Рутковским, вахтенным начальником на шхуне «Бриз». Они задержали несколько катеров и шлюпок с подозрительными пассажирами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9