Яхтсмены в боевом дозоре

Пообедав тут же, на берегу, мы затем катали на яхтах по Неве всех желающих. День выдался солнечный, с прохладным западным ветерком, и ходить на яхтах было очень приятно...

А потом опять началась наша яхтенная «страда». Снова яхты выходили в Невскую губу, снова учеба бойцов морского всевобуча. Я продолжал командовать Первым Морским отрядом и ходил командиром на тендере «Лейтенант Шмидт». К тендеру, как и к остальным яхтам, причислили три команды — восемнадцать человек, с которыми я поочередно выходил в залив.

Летом 1920 года яхт в заливе плавало больше, потому что Морских отрядов всевобуча стало уже шесть. Яхты и имущество бывшего Речного яхт-клуба использовал Второй Морской отряд всевобуча. Командовал им опытный яхтсмен П. П. Стоферт, в дальнейшем капитан дальнего плавания. Над этим отрядом шефствовал райком комсомола Петроградской стороны, выделивший отряду прекрасный особняк на Крестовском острове.

Третий Морской отряд организовали тоже в Петрограде, к нему перешли яхты бывшего Морского клуба, который размещался напротив нынешнего яхт-клуба «Труд». Возглавил его опытный яхтсмен А. В. Савельев, позже преподаватель Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе. Четвертым Морским отрядом в Петергофе командовал П. П. Кепп. Пятым — в Стрельне — Б. В. Васильев. И наконец, Шестой Морской отряд действовал в Кронштадте, и командовал им военный моряк и яхтсмен С. Ф. Юрьев, известный на флоте создатель великолепных моделей кораблей, многие из которых и по сей день украшают экспозиции Центрального военно-морского музея.

С организацией этих Морских отрядов водноспортивные станции, о которых я говорил раньше, прекратили свое существование, за исключением водноспортивной станции рабочей молодежи в Гавани на Васильевском острове, но и она работала с военным уклоном: молодых василеостровцев обучали по программе морского всевобуча.

С помощью партийных и комсомольских организаций Морские отряды подготовили к военной службе сотни преданных Советской власти юношей. Подавляющее большинство из них становились краснофлотцами, многие поступали в военно-морские училища. Важно отметить и то, что Морские отряды всевобуча вели большую военно-патриотическую работу, словом и делом агитируя молодежь вступать в ряды Красного флота. Юные петроградцы, например, с интересом встречали наши водноспортивные праздники. Первый такой праздник состоялся в 1919 году (я о нем уже рассказывал), второй — 25 июля 1920 года. Проходил он также на Средней Невке. Опять был парад спортсменов, гребля, плавание, парусные гонки-гандикап.

Новым в программе стали гонки с «пересадкой рулевых». Суть их состояла в том, что каждый рулевой должен был пройти одну и ту же дистанцию на каждой из отобранных для гонок небольших яхт с одинаковой парусностью. Это совершенно уравновешивало шансы рулевых в гонке и позволяло объективно оценивать их мастерство. Гонки с «пересадкой рулевых» проводились в тот раз по инициативе Н. Ю. Людевига, но в дальнейшем повторялись редко. Праздник прошел организованно, зрители восхищались красотой яхт и умением спортсменов. К сожалению, в 1920 году гонки больше не проводились.

В начале 1921 года сформировался Морской Петроградский территориальный экипаж Петроградского военного округа. Экипажу отвели на набережной Средней Невки на Крестовском острове большой шестиэтажный дом, который и сейчас стоит напротив Елагина острова. Здесь разместились три новых Морских отряда всевобуча — Седьмой, Восьмой и Девятый, сформированные из списанных с кораблей юнг. Наши шесть отрядов также вошли в Морской экипаж, но остались на своих прежних местах. Первым командиром Морского экипажа стал М. В. Висленев. Большинство молодежи в экипаже были комсомольцы, добровольно вступившие в Морские отряды.

Созданием Морского экипажа практически завершалась военизация парусного спорта в Петрограде.

В условиях гражданской войны это было единственно правильное решение. Уверен, что иначе не удалось бы сохранить ценное и во многом уникальное имущество многочисленных яхт-клубов. Наконец, морской всевобуч не только готовил кадры для молодого Красного флота, но и воспитывал новое прекрасное пополнение для советского парусного спорта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9