Дошколята Эстонии учатся плавать

Центральный Комитет Коммунистической партии Эстонии и Совет Министров республики оказывают повседневное внимание дальнейшему расширению строительства в эстонских городах и селах спортивных баз, в том числе плавательных бассейнов. Институт «Эстонпроект» разработал типовые проекты строительства дешевых спортивных сооружений, в том числе и малогабаритных крытых бассейнов для детских садов с учетом норм строительства детских учреждений, предусматривающих сооружение учебного бассейна при условии, что им будут пользоваться не менее 540 дошкольников (т. е. бассейна, рассчитанного на 2 типовых детских сада). Этим было положено начало строительству в нашей республике крытых бассейнов для самых маленьких детей. Эти бассейны имеют глубину от 30 до 80 см и температуру воды 30—32°. В начале 1975 г. в Эстонии уже было построено 8 бассейнов при детских садах: 3 — в Таллине, по 2 — в Тарту и Нарве, 1 — в Выру.

Правительственным решением предусмотрена возможность с введением в строй бассейна брать в штат одного методиста физической культуры. В его обязанности входит обучение плаванию малышей, а также воспитателей детского сада, которых затем привлекают к проведению занятий на воде.

Для занятий в бассейнах детей распределяют на 4 возрастные группы: первую младшую (3—4 года), вторую младшую (4—5 лет), среднюю (5—6 лет) и старшую (6—7 лет). В каждой группе, как правило, 10 малышей. Преподаватель весь урок находится с детьми в воде. Воспитательница помогает ему с бортика бассейна. Естественно, к занятиям в бассейне допускаются только совершенно здоровые дети, получившие разрешение от врача.

В младших группах дети занимаются 2 раза в неделю по 20—30 мин. в воде и по 10 мин. на суше, в средней и старшей — 3 раза по 35— 45 мин. в воде и по 15 мин. на суше.

В младших группах не ставятся какие-либо спортивные цели, а решаются чисто оздоровительные и воспитательные задачи. Мы приучаем ребят не бояться воды, вырабатываем у них смелость, самостоятельность, настойчивость, инициативу, развиваем подвижность, прививаем гигиенические навыки, умение самостоятельно раздеваться, аккуратно складывать свою одежду, мыться с мочалкой и мылом, обтираться перед входом в бассейн и после занятий.

На первых уроках мы в доступной форме знакомим детей со свойствами воды, подтверждая рассказ наглядными примерами. Показываем, например, как держатся на поверхности воды надутые резиновые игрушки. Знакомим ребят с дном бассейна, объясняем, что оно твердое, ровное, гладкое, и т. д. Потом учим детей ходить в воде, бегать и подпрыгивать, сначала держа друг друга за руки.

Разрешаем им плескаться и брызгать воду двумя руками на свое лицо, что очень полезно для освоения с водой.

Начинаем обучение в бассейне при уровне воды в нем до коленей, далее постепенно поднимаем его до пояса. На последующих занятиях учим детей садиться на дно бассейна, вначале держась руками за его край или за руки преподавателя, потом без поддержки. С самого начала приучаем малышей опускать лицо в воду и дуть на ее поверхность (как на горячий суп), что является подготовительным упражнением для выдоха в воду. На каждом уроке используем разнообразные красочные резиновые надувные игрушки.

Весь процесс освоения с водой проходит в игровой форме, для чего используются разнообразные веселые игры в воде: «Змея», «Поезд», «Лягушки», «Журавль и лягушки», «Игра в мяч», «Рыбная ловля», «Море волнуется», «Лови воду!» и др. В первой младшей группе мы не требуем от детей четкого выполнения движений и строгого соблюдения правил игры — важно только, чтобы они привыкли к воде, перестали бояться ее. С боязливыми детьми преподаватель занимается в воде индивидуально.

Постепенно наши ученики овладевают умением лежать на спине и на груди, находясь в воде, выполнять элементарные движения. Разнообразные игры хорошо развивают навыки плавательных движений в воде, способствуют воспитанию воли, чувства товарищества, коллективизма, взаимопомощи и других ценных черт.

В процессе игр неназойливо, прибегая к шутливой форме, мы обращаем внимание детей на ошибки, добиваемся их исправления. И тут очень важную роль играет правильный показ движений преподавателем.

Во второй младшей группе дети учатся опускаться под воду, открывать там глаза и дуть так, чтобы на поверхности появлялись пузыри (освоение выдоха в воду). Опираясь руками о дно бассейна, они изучают свободные движения прямыми ногами вверх-вниз (кроль на груди), учатся плавать с доской в руках или резиновой игрушкой на груди. В этой группе также проводим много игр в воде. Повторяем уже освоенные в младшей группе и дополнительно включаем игры: «Полоскание белья», «Буксир», «Воробушки», «Птички», «Лодки», «Водное поло», «Великан и гном», «Белый медведь», «Морской бой», «Лови!», «Беги — я поймаю!», «Крокодил» и др. Много даем игр с мячами средних размеров. Ребята учатся делать выдох в воду, лежать на воде с доской или игрушкой, вставать и сохранять равновесие в воде, работать ногами и руками, как в кроле на груди и на спине, а наиболее успевающие получают, кроме того, и индивидуальные задания. Преподаватель обязательно показывает, как нужно выполнять тот или иной прием или упражнение.

В средней группе занимающиеся учатся прыгать с бортика бассейна ногами вперед, делать выдох в воду 10 раз подряд. Продолжается совершенствование движений ногами кролем, лежа в воде на груди.

В конце года 5-летних детей обучаем скольжению на спине с доской в руках и работе ног кролем на спине. И в этой группе основное внимание уделяем играм на воде, включающим подготовительные упражнения: «Медуза», Морская звезда», «Поплавок», «Тачка», «Утка»,» «Утка и щука», «Карусель», «Кто быстрее?», «Фонтан», «Передай мяч!», «Водное поло», «Собачий бег», «Кто прыгнет выше?», «Обруч на воде», «Футбол», «Кто лучше спрячется?» и др. Для детей этого возраста в занятия включаем элементы соревнования. Начинаем учить их нырять. Для лучшего освоения ныряния применяем игру «Водолазы» (на дно бассейна бросаем какие-нибудь мелкие блестящие предметы, которые дети должны достать). С целью совершенствования в нырянии используем большие гимнастические обручи (или палки), через которые ребята должны перелезать под водой.

В конце года мы организуем соревнования на лучшее плавание кролем на груди (с доской) с работой одних ног. Проводим также эстафету «Чья команда выиграет?». Выявляем лучших и привлекаем их к показу упражнений в плавании, что очень стимулирует других детей.

В старшей группе строим занятия с таким расчетом, чтобы к концу года ребята могли: делать выдох в воду в равномерном темпе 20 раз подряд; скользить на груди и на спине без доски; плыть с помощью движений одними ногами кролем на груди и на спине; плавать кролем на груди без дыхания; плавать кролем на спине в полной координации 8—10 м. В этой группе также много времени отводится играм (особенно с разными мячами). Это помогает детям еще лучше освоиться с водой.

В наших бассейнах для дошкольников пока решаются очень легкие, я бы сказала простейшие, задачи. Но мы сами учимся. Ведь работа с малышами нами ведется всего 2 года. Со временем придет опыт, и тогда мы будем решать в детских садах более широкий круг задач (мы уже убедились, что можем каждого мальчика и девочку научить уверенно проплывать кролем не менее 50 м). Тогда будем полностью выполнять свою главную задачу — передавать из детского сада в школу детей, уже хорошо умеющих плавать.

                                               X. Лейнус, преподаватель плавания, Таллин