Всем ДЮСШ работать по-современному!

За последние 3—4 года многие советские тренеры, работающие в ДЮСШ плавания, пересмотрели свои взгляды на методику подготовки пловцов и вышли на международные объемы плавания. Отрадно отметить, что теперь для многих пловцов Ленинграда, Минска, Харькова, Вильнюса, Воркуты, Ижевска, Магадана, Тбилиси, Ашхабада и ряда других городов стали обычными тренировочные объемы плавания по 15—20 км в день (2500—3000 км в год). Это привело к заметному росту достижений наших юных пловцов. Вместе с тем в работе большинства ДЮСШ плавания еще имеются серьезные недостатки: отбор в учебные группы по специальным тестам не ведется; состав групп спортивного совершенствования не соответствует программным требованиям; силовая гимнастика и другие средства специальной физической подготовки используются мало и некачественно; современной техникой плавания ученики овладевают очень медленно и поздно. В последние годы тренеры нередко, начиная спортивную тренировку с пловцами 8—9-летнего возраста, проводят ее сразу по 8—12 раз в неделю. При этом непродуманно копируется  тренировка взрослых пловцов, включающая большое число интенсивных упражнений. Стремясь быстрее добиться от своих воспитанников высоких результатов, некоторые тренеры становятся на путь форсированной подготовки юных спортсменов. Этим страдают чрезмерно тщеславные (в основном молодые) тренеры, преследующие цель как можно скорее подготовить из своих учеников победителей и призеров заочных всесоюзных соревнований на приз «Веселый дельфин». Они забывают, что данные соревнования не могут служить самоцелью, а являются лишь одним из этапов подготовки пловцов высокого класса. Это приводит порой к тому, что юные пловцы, добившись за счет однобокого натаскивания успеха в 10— 12-летнем возрасте, затем, в более старшем возрасте, перестают прогрессировать и теряют интерес к спортивному плаванию. Из приводимой ниже таблицы видно, что в ряде дистанций и способов плавания наши юные пловцы (мальчики) в 13—14 лет не уступают в результатах своим сверстникам из США, а к 15— 17 годам уже отстают от них.

Сравнительная таблица 10-го результата сильнейших юных пловцов США и СССР
Дистанция и способ плавания США СССР
1972 г. 1974 г. 1972 г. 1974 г.
13—14-летние 15—17-летние 13—14-летние 15—17-летние
100 м вольный стиль
200 м вольный стиль
400 м вольный стиль
100 м брасс
200 м брасс
100 м баттерфляй
200 м баттерфляй
100 м на спине
2С0 м на спине
200 м компл. плавание
400 м компл. плавание
58,2
2.07,9
4.27,2
1.15.2
2.44.3
1.03,2
2.22,5
1.05.4
2.24,0
2.22,9
5.07,0
54,1
1.57,2
4.06.5
1.09.8
2.31.6
58,3
2.09.9
1.01,5
2.12.4
2.13.5
4.45,8
58,1
2.10,1
4.27,9
1.13.4
2.39,9
1.04,9
2.22.5
1.06,4
2.23,2
2.26,1
5.08,1
56,0
2.00,3
4.17.0
1.10,2
2.31,9
1.00,6
2.14.1
1.03,7
2.16,6
2.18,4
4.52,6

Заслуженный тренер РСФСР В. Б. Митрофанов (Ленинград, «Локомотив»), наставник международных мастеров спорта Андрея Смирнова и Андрея Автушенко

Эффективность применения современной методики во многом зависит от организации учебно-тренировочного процесса. Это подтверждает практика работы сильнейших ДЮСШ страны: «Экрана» (Ленинград), «Динамо» (Харьков), СКА (Ленинград) и ряда других.
К сожалению, в большинстве ДЮСШ плавания отсутствует четкая организация труда тренеров, нет единого методического направления в работе с группами спортивного совершенствования. Это подтверждает проведенная в 1974 г. и в начале 1975 г. проверка ряда школ. Так, выяснилось, что в специализированной школе СКА в Киеве (директор тов. Зайченко) тренер А. Яременко проводил занятия 12 раз в неделю; В. Носюк — 9 раз, а тренер Е. Крючкова — всего 6 раз в неделю. Подобная же картина обнаружена в специализированной ДЮСШ краснодарского «Динамо (директор И. Семенов).
В ДЮСШ плавания харьковского «Локомотива» (директор В. Семичядных) не только доминировали устаревшие взгляды на методику тренировки (в учебно-тренировочных группах второразрядники плавали всего по 2—6 км в день), но и наблюдалось халатное отношение тренеров к выполнению своих служебных обязанностей. Занятия в спортивном лагере, расположенном под Харьковом, вообще не проводились, дети в лагере даже не были закреплены за тренерами.
Передовой опыт показывает, что для воспитания пловцов высокого класса ДЮСШ должна иметь: во-первых, свой бассейн (расположенный рядом с общеобразовательной школой), в котором можно проводить с пловцами по 2—3 занятия в день, и хороших тренеров; во-вторых, специальный зал, оборудованный тренажерными установками и другими снарядами для силовой гимнастики; в-третьих, возможность обеспечить полноценное питание и необходимые условия для отдыха занимающихся;
в-четвертых, спортивно-оздоровительный лагерь с бассейном, в котором во время зимних и летних школьных каникул юные пловцы могут тренироваться в теплой воде (25—26°) по 3—4 раза в день.

Страницы: 1 2 3 4