Исследование мотивационной основы занятий плаванием

Как и любой вид целенаправленной деятельности человека, занятия спортом, в том числе плаванием, характеризуются определенными целями и мотивами (то, что побуждает к постановке и достижению тех или иных целей) выполнения этой деятельности.

По определению К. К. Платонова, мотивы — это психические явления, ставшие побудителями к осуществлению того или иного поступка, действия, поведения.

Задачей нашей работы явилось исследование взаимосвязи целей и мотивов спортивной деятельности, анализ мотивационных компонентов у спортсменов различных спортивных квалификаций, их динамики в ходе спортивного совершенствования.

Основным методом исследования было анкетирование, которое проводилось периодически в течение 3 лет, начиная с апреля 1971 г. по ноябрь 1974 г. В некоторых случаях при обследовании мы пользовались такими методами, как наблюдение и беседы с начинающими спортсменами, их тренерами и родителями. Всего подвергнуто исследованию 577 человек (307 пловцов высших разрядов, 270 пловцов от новичка до I разряда).

Полученные нами данные позволили наглядно сравнить мотивы занятий плаванием у начинающих пловцов и пловцов высших спортивных разрядов. Ответы были сгруппированы исходя из шести мотивационных компонентов: 1 — влечения, желания, стремления; II — интересы; III — склонности; IV — убеждения; V — ценностные ориентации; VI — чувство долга (таблица).

Структура мотивационных компонентов при занятиях плаванием спортсменов различной спортивной квалификации (%)
Мотивационные компоненты Новички; возраст — 6—10 лет; стаж занятий — до 1 года Пловцы III—II разрядов; возраст — 9—13 лет; стаж занятий — 1—5 лет Пловцы I разряда, кандидаты в мастера спорта; возраст — 13— 19 лет; стаж занятий — 3—8 лет Мастера спорта, мастера спорта международного класса; возраст — 17—25 лет; стаж занятий — 7—14 лет
I. Влечения, желания, стремления
II. Интересы
III. Склонности
IV. Убеждения
V. Ценностные ориентации
VI. Чувство долга
72
16
12


38
40
18
4

16
26
24
8
11
15
22
8
14
14
24
18

Как видно из таблицы, по мере повышения квалификации и стажа занятий плаванием возрастает степень преобладания мотивации, связанной с высоким сознанием, с самосознанием. Так, у новичков и спортсменов III и II разрядов преобладают желания и интересы, т. е. мотивы, связанные с осознанными на занятии действиями. В их ответах указывалось, что они хотят стать сильнее, стремятся быть похожими на выдающихся спортсменов, им нравится заниматься в воде круглый год, быть в коллективе и т. д.

В ответах пловцов I разряда и кандидатов в мастера спорта к указанным выше мотивам добавляются такие, как желание попасть в сборную команду для участия в интересных соревнованиях, для поездки в другие города, выигрыш призов, осознание необходимости тренировок, стремление к постоянному совершенствованию, чувство долга перед коллективом, обязывающее хорошо выступить на соревнованиях. Такие ответы указывают на преобладание в мотивационной основе новых компонентов: убеждения, ценностных ориентаций, чувства долга.

У мастеров спорта и мастеров международного класса в большом количестве ответов указаны такие мотивы, как убеждения, ценностные ориентации, чувство долга: «важно успешно защищать честь Родины, своего общества, области, города»; «убежден, что плавание прочно занимает место в моей жизни»; «привлекает участие в интересных соревнованиях». Есть и такие мотивы, как, например, «выигрыш ценных призов» и получение других вознаграждений.

Следовательно, не отдельный мотив или побудительный акт, а целостная система мотивов лежит в основе саморегуляции действий, поведения пловцов. Она (эта система мотивов) изменяется, дифференцируется в процессе занятий, подкрепляется успехами, или значимость ее снижается в связи с неудачами, разочарованиями. Вот почему тренеру очень важно влиять на формирование мотивационной основы своих учеников.

На первом этапе спортивного совершенствования, когда в мотивационной -структуре пловца преобладают такие мотивы, как желания, стремления и интересы, большую роль играют: создание в бассейне и в зале общей физической подготовки благоприятной для занятий обстановки; воспитательные меры, помогающие обучающимся осознать, что занятия плаванием требуют нелегкой, кропотливой работы; предварительное знакомство с трудностями учебно-тренировочного процесса, воспитание чувства собственного достоинства, одобрение и поощрение проявлений воли, чувства долга и т. п.

На этапе спортивного совершенствования пловцов, уже выполнивших спортивные разряды, большое значение имеет развитие проявленных в плавании способностей. В этот период перед тренером стоит задача формирования у занимающихся пловцов знаний, позволяющих им понять, что тренировочный процесс есть не что иное, как адаптация к высокой нагрузке. Четкое изложение программы тренировочного процесса с указанием перспективных и конкретных целей тренировки, а также предстоящих трудностей при выполнении каждого задания должно сопровождаться побуждением к осознанию субъективной ценности каждого занятия, вида работы, упражнения.

Работая с пловцами высоких спортивных разрядов, тренер должен способствовать тому, чтобы перенесение больших нагрузок осознавалось ими не только с позиций личной заинтересованности в достижении спортивных побед, но и как естественная необходимость, обусловленная потребностью каждого советского спортсмена высокого класса бороться за престиж советского спорта.

И. И. Куликов, мастер спорта СССР, 3. С. Сырыщева, старший преподаватель, Волгоградский государственный институт физической культуры