Общие рекомендации к начальному обучению детей плаванию

Мы за то, чтобы с первых шагов начального обучения кролю давать детям представление о современном скоростном стиле, как о «беге на руках по воде». У большинства из них при этом естественно будет формироваться реципрокная координация двухударного кроля, при которой количество движений ногами математически точно соответствует количеству гребков руками. Самая простая, доступная, естественная и рациональная схема сочетания движений руками и ногами была продемонстрирована Энн Симмонс, Шейн Гоулд и многими другими мировыми рекордсменами кроля.

Если кто-нибудь из детей обнаружит склонность к шести- или четырехударному кролю или разновидностям техники плавания кролем (например, с редуцированной или «скрестной» работой ног), пусть плавает так, но специально добиваться этого не следует. Сейчас в группах новичков нередко встречаются одаренные дети, хорошо плавающие с помощью движений одними ногами кролем, на спине и дельфином. Некоторые учителя гордятся такими воспитанниками, не подозревая, что эта «талантливая» работа ног, с полной отдачей всех сил, может явиться серьезным препятствием в дальнейшем на пути овладения современной техникой скоростного кроля. Не случайно первым и пока единственным среди наших пловцов рекордсменом мира в плавании вольным стилем был Семен Белиц-Гейман, который с детства не проявлял таланта в плавании с помощью движений одними ногами и только годам к семнадцати научился кое-как ими работать. Пожалуй, это один из немногих в нашей стране пловцов, у которого в связи с явной неспособностью к плаванию с помощью одних ног формирование стиля шло правильным путем. Его техника развивалась и совершенствовалась под влиянием мощной работы рук, определявшей «онтогенез» всех остальных элементов индивидуального стиля. В расцвете своего спортивного таланта он научился хорошо плавать кролем с помощью одних ног. Что касается других талантливых кролистов, от которых можно было ожидать мировых рекордов (в не меньшей мере, чем от С. Белиц-Геймана), то они перестали прогрессировать в спорте очень рано, так как слишком много плавали с помощью движений одними ногами. К сожалению, по этому, на наш взгляд порочному, пути идут сейчас многие способные ребята с первых шагов начального обучения.

Предвижу возражения, что в США и в других странах достаточно много плавают с помощью движений одними ногами на всех этапах обучения и тренировки. Я не имел возможности наблюдать процесс начального обучения за рубежом, но полагаю, что плавание с помощью движений одними ногами — хорошее средство функциональной подготовки и плохой метод начального обучения. После того как основы техники, т. е. работа рук, положение тела и дыхание, уже освоены, плавание с помощью движений одними ногами, по-видимому, не может повредить. Пока же техника, мощность, непрерывность и темп движений руками не достигли уровня, отвечающего современным представлениям о стиле плавания кролем, к тренировке ног следует относиться с большой осторожностью; плавание с помощью движений одними ногами давать при разъяснении техники и формировании правильных двигательных представлений и двигательных навыков. При этом надо добиваться, чтобы новички почти не затрачивали энергии на движения ногами. Детям необходима длительная и настойчивая тренировка в плавании с помощью движений одними руками. Практика показывает, что ноги только тогда начинают правильно работать, когда работа рук обеспечивает необходимую тягу, т. е. скорость и непрерывность продвижения тела, при которых свободно выпрямленные ноги могут скользить под самой поверхностью воды, как бы «волочиться» за корпусом пловца, не требуя особых усилий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6