Общие рекомендации к начальному обучению детей плаванию

Последовательность практического ознакомления начинающих с техникой работы рук, характерной для основных способов спортивного плавания, в значительной мере определяется тем, что новички обычно быстрее осваивают скольжение на груди, чем на спине. Поэтому начинать надо с изучения движений руками кролем на груди и брассом на груди, подчеркнув противоположность принципов работы рук в этих стилях.

Большинство дошкольников и младших школьников легче, быстрее и правильнее осваивают гребок руками брассом. Техника движений ногами в этом способе крайне трудная для детей 5—10-летнего возраста. Поэтому к ее изучению следует приступать как можно позже.

Основам гребка дельфином можно обучать очень рано (на 2—3-м уроке) даже дошкольников, не умеющих держаться на воде, но только в ходьбе по дну и прыжках с толчком от дна и в дальнейшем в скольжении, делая один гребок без выноса рук из воды. Это облегчает переход из скольжения с вытянутыми вперед руками в скольжение с руками, расположенными вдоль тела.

Техника движений руками в кроле на спине осваивается немного позднее, когда дети уже освоились с положением на спине. Однако первое ознакомление можно начинать с 4—5-го урока, а иногда и раньше, если освоено продвижение по дну шагом или прыжками спиной вперед.

При ознакомлении с техникой движения ногами целесообразна несколько иная последовательность: кроль на груди, дельфин на груди, кроль на спине, кроль и дельфин на боку (одна рука вперед, другая вдоль тела) и значительно позднее — брасс на спине и брасс на груди.

Никогда не следует торопиться с освоением техники работы ног в плавании стилем «брасс», так как это очень мешает формированию правильных двигательных навыков в скоростных способах плавания. Одаренные от природы потенциальные брассисты усваивают работу ног брассом совершенно естественно, «незаметно», в процессе обучения плаванию другими стилями.

Включать плавание в «полной координации» оказывается возможным обычно тогда, когда дети уже освоились с различными положениями тела в воде и могут свободно, безбоязненно скользить на груди, на спине и в промежуточных положениях. При этом наиболее удобным из спортивных способов плавания обычно является кроль на спине. Этот стиль, в отличие от кроля на груди, дельфина и брасса, не имеет сложной техники дыхания, подчас нарушающей или даже разрушающей рациональную механику и гидродинамику движений. Поэтому плавание кролем на спине позволяет быстро увеличивать проплываемое расстояние.

В остальных спортивных способах плавания освоение координации движений требует систематических упражнений с задержкой дыхания, которые надо умело сочетать с плаванием со свободным, физиологически правильным дыханием, возможным вначале только на спине.

По нашему мнению, более приемлема такая последовательность совершенствования дистанционного плавания с полной координацией: кроль на спине, кроль на груди, дельфин и затем брасс.

К сожалению, на практике это часто не осуществляется, и дельфин на долгие годы остается стилем, которым дети свободно плавать не могут.

Наиболее перспективна система начального обучения, обеспечивающая раннее применение и совершенствование дистанционного комплексного плавания (в самом широком понимании этого слова). При этом могут быть самые разнообразные сочетания различных отрезков — сначала элементов техники и учебных упражнений, а в дальнейшем — комбинации двух, трех и всех четырех основных способов плавания как с помощью движений одними руками, так и с полной координацией.

Страницы: 1 2 3 4 5 6