Общие рекомендации к начальному обучению детей плаванию

Остальные «облегченные способы» плавания представляют собой специальные упражнения по изучению техники, с помощью которых в процессе обучения решаются те или иные педагогические задачи. По форме эти способы, или упражнения, являются, как правило, соединением элементов техники разных способов. Примером может служить плавание при помощи следующих сочетаний движений:
1)       движения руками, как в брассе, и ногами, как в кроле,— с ослабленной и редуцированной работой ног для совершенствования гребка руками; с мощной работой ног — для их тренировки;
2)       движения руками, как в брассе, и ногами, как в дельфине,— два варианта:
а)       мощная работа рук, как в брассе, и редуцированная работа ног, как в дельфине,— для тренировки рук в брассе (такое сочетание движений широко применялось олимпийской чемпионкой Г. Прозуменщиковой);


б)       мощная работа ног, как в дельфине, и редуцированные движения руками, как в брассе (преимущественно на каждый вдох), — для тренировки ног в дельфине;
3)       движения руками, как в брассе, ногами, как в синкопированном дельфине (любимое упражнение экс-рекордсмена мира Г. Прокопенко). Такое сочетание движений очень помогает формированию и совершенствованию гребка в брассе и «чувства подхвата», обеспечивающего непрерывность продвижения;
4)       упражнение силового характера — движения руками, как в дельфине, ногами, как в кроле. Оно является хорошим средством функциональной подготовки, но мало способствует решению задач обучения современной технике;
5)       движения руками, как в дельфине, ногами, как в брассе. По нашему мнению, это упражнение противопоказано новичкам, так как мешает освоению современной техники плавания стилем «дельфин»;
6)       движения руками, как в дельфине, ногами, как в дельфине, с редуцированной их работой по принципу двухударной координации, но без всяких усилий (В. Позняк, Э. Даниэль и другие пловцы);
7)       движения руками, как в дельфине, ногами, как в дельфине, с нарастающим редуцированием второго удара, превращающим двух-ударный дельфин в одноударный, что значительно облегчает плавание этим тяжелым способом, но уменьшает его скоростные возможности;
8)       в плавании на спине движения руками, как в брассе, ногами, как в кроле. Упражнение может быть полезно для выработки навыка сгибания рук в локтевых суставах в средней части гребка и их «захлестывающего» выпрямления в заключительной фазе движения под водой;
9)       в плавании на спине движения руками, как в брассе, ногами, как в дельфине;
10)     в плавании на спине и на груди движения руками, как в кроле, ногами, как в дельфине;
11)     плавание кролем (или дельфином) на спине и на груди с работой одних ног с помощью гребков только одной рукой. Используется преимущественно для отработки шестиударной или четырехударной координации движений в кроле и двухударной в дельфине.

Этот перечень можно было бы значительно продолжить, но и из приведенных примеров достаточно ясно, что одни упражнения, или «облегченные способы», противопоказаны с точки зрения полезности для освоения современных способов спортивного плавания, другие можно использовать для решения тех или иных педагогических задач, для формирования стиля, а третьи следует применять весьма осторожно, только в ограниченном объеме во избежание неправильного формирования двигательных навыков.

Таким образом, «облегченными способами» плавания, которые можно безоговорочно рекомендовать, являются кроль на груди, дельфин и кроль на спине с помощью движений одними руками (без активных усилий ног). Именно за счет такого совершенствования техники скоростного плавания, а не только за счет «титанических усилий» в функциональной подготовке достигнуты современные рекордные результаты.

Для новичков, которые начинают освоение двигательных навыков с работы одних ног, да еще «на полную мощность», плавание с помощью движений одними руками с эффективным гребком обычно трудновыполнимо или недоступно.

Широко применяющееся у нас плавание с движениями одними руками (с помощью пенопластовой доски или надувного круга, зажатого между ногами) едва ли является наиболее рациональным для сохранения правильного положения ног и тела на поверхности воды как для квалифицированных спортсменов, так и, в особенности, для маленьких детей. К сожалению, при начальном обучении малышей такая разновидность плавания применяется довольно часто. Зажатые между ногами плавательные доски и надувные приспособления с чрезмерной плавучестью поднимают нижнюю часть тела слишком высоко, что нарушает естественное положение плеч и корпуса на воде, затрудняя освоение правильных двигательных навыков. Кроме того, как мы уже упоминали, концентрация внимания на усилиях ног и необходимость держать их все время напряженно (чтобы не упустить доску или круг) сильно мешают, а иногда и полностью исключают качественное выполнение гребков руками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6