Общие рекомендации к начальному обучению детей плаванию

В основе излагаемых ниже рекомендаций по совершенствованию методики начального обучения спортивным способам плавания лежит опыт работы московского бассейна «Динамо».

Упражнения по освоению детей с водой целесообразно (по возможности) выносить в домашние задания. Многие из этих упражнений несложно выполнять в ванне или с использованием тазика. В бассейне же лучше тратить время на выработку двигательных навыков и воспитание «чувства воды». Это две главные задачи начального (и не только начального) обучения плаванию. Их решение надо начинать с первого урока, включая самые простые, доступные, легкие для детей и эмоциональные упражнения: ходьбу, бег, игры и прыжки с толчка от дна одной и двумя ногами без помощи рук и с их помощью. Разнообразие вариантов ходьбы, бега, прыжков с помощью рук огромно. Простор для педагогического творчества здесь необъятный. Но при этом следует помнить, что, проводя урок с малышами игровым методом, мы используем игру и как средство освоения правильных двигательных навыков, а не только как развлечение.

Ходьба и бег в воде вперед с помощью рук — подводящее упражнение к плаванию кролем на груди, и именно двухударным кролем, характеризующимся естественной реципрокной координацией, которой все дети, даже дошкольного возраста, как правило, хорошо владеют при ходьбе.

Прыжки от дна двумя ногами с одновременными гребками обеими руками могут служить подводящим упражнением к плаванию дельфином и брассом (в зависимости от того, какая форма движений руками прививается).

Ходьба назад с помощью рук должна быть прелюдией к плаванию кролем на спине.

В начальном обучении нужно использовать смелее и шире, во всем многообразии вариантов, скольжение. Начинать упражнения в скольжении можно с первых уроков, а иногда и с самого первого занятия (в зависимости от состава группы). Данное упражнение очень динамично. Дети выполняют его с большим азартом, и при этом решается одновременно комплекс задач по освоению с водой, умению сохранять равновесие, правильно дышать, делать выдох в воду, «чувствовать воду», сохранять обтекаемое положение тела, выполнять движения в горизонтальном положении и т. д. Если удастся познакомить группу со скольжением на первом занятии, то отпадет необходимость в выполнении целого комплекса подводящих упражнений, которые в основном носят статический характер и являются скорее данью традиции, чем неотъемлемой составной частью методики начального обучения. Там, где без них можно обойтись, лучше о них и не вспоминать.

Примерная схема постепенного усложнения упражнений в скольжении следующая:
A.       Пассивное скольжение с рук преподавателя (для малышей и робких первоклассников). Ребенок лежит на левой ладони тренера, сначала в положении на груди, а потом и на спине. Правой рукой преподаватель моделирует правильное положение тела обучаемого и, добившись этого, мягко, с нарастающим усилием правой руки сообщает его телу необходимый импульс силы для пассивного свободного скольжения по инерции.

Б.       Пассивное скольжение на буксире. Тяга может осуществляться спереди за руки, плавательную доску, игрушку и т. д., за которую держится ребенок, или подталкиванием ног сзади. Буксировка за руки может производиться с нарастающей скоростью, особенно при использовании простейшего блока или примитивной лебедки. Механическая тяга (электромотор) небезопасна и может применяться только в больших бассейнах при соблюдении всех мер предосторожности.
B.       Пассивное и активно-пассивное скольжение в движущемся потоке воды. Этот поток создается движением детей в воде. Если при этом ходьба вперед совершается ими достаточно быстро, продолжительно и организованно по кругу вдоль бортиков бассейна, то вся вода в ванне приходит в стремительное круговое движение и образуется своеобразная водяная карусель. Детей буквально несет образовавшийся поток, и создаются все условия для перехода с пешего хождения к комбинации: наскок — скольжение, подскок — скольжение и т. д. и т. п. Но достаточно одному ребенку сделать резкое движение в направлении, обратном или даже поперечном движению кругового потока воды, как вся «карусель» нарушается, вода превращается в беспорядочно плещущуюся жидкую массу, в которой нелегко что-либо выполнить даже хорошо плавающему.

Страницы: 1 2 3 4 5 6