О соотношении общей и специальной физической подготовки пловцов

Исходя из задач общей и специальной физической подготовки, решаемых тренером в процессе тренировки пловцов, можно разделить все применяемые им упражнения на 2 категории:
1)       упражнения, в которых основная нагрузка ложится на органы и системы, не играющие главной роли при плавании. Это общеподготовительные, вспомогательные упражнения (ОФП);
2)       упражнения, направленные на развитие функциональных возможностей тех органов и систем, ресурсами которых обусловливаются результаты в плавании. К ним относятся две группы специальных упражнений (СФП) — основные и специально-подготовительные.

Рассмотрим характер и назначение этих упражнений.

Общеподготовительные (вспомогательные) упражнения воздействуют в основном на те органы и системы, которые при выполнении специальных упражнений получают малую нагрузку. Данные упражнения стимулируют их развитие, уменьшая диспропорцию в развитии различных органов и систем организма. При подборе этих упражнений целесообразно руководствоваться следующими общими положениями — см. табл.

Задачи Характер упражнений Величина нагрузки
1. Уменьшение диспропорции в развитии отдельных органов и систем (с помощью ОФП) Упражнения избирательного воздействия, преимущественно влияющие на органы и системы, получавшие малую нагрузку при выполнении специальных упражнений Большая или значительная
2.       Активизация процессов восстановления при утомлении пловца в результате специальных упражнений То же От малой до средней
3.       Подготовка к выполнению упражнений основной части урока (общая разминка в подготовительной части урока) Комплекс разнообразных упражнений с общим разносторонним воздействием Малая
4.       Развитие способности координировать свои движения (развитие ловкости) Разнообразные, преимущественно незнакомые упражнения Малая и в отдельных случаях средняя

К основным упражнениям, включаемым в специальную физическую подготовку, относится плавание избранным способом с использованием дистанционного, интервального, повторного и переменного методов тренировки. Эти упражнения не только обеспечивают функциональную подготовку организма пловца, но и играют решающую роль в его технической, тактической и психологической подготовке. Наибольшее воздействие при плавании оказывается на сердечно-сосудистую систему (в частности, на мышцы сердца). Скелетные же мышцы испытывают меньшую нагрузку, а значит, и меньший стимул к развитию, хотя работа их (особенно мышц плечевого пояса) создает силу тяги и в конечном счете определяет результат пловца. Поэтому тренировка, построенная исключительно на плавании с полной координацией движений, не обеспечит развитие функциональных возможностей мышц в пропорциях, нужных для достижения высокого спортивного результата в плавании. Кроме того, для достижения высокого результата нужна большая подвижность во многих суставах (голеностопных, плечевых и др.). Упражнения в плавании не обеспечивают эффективного развития такой подвижности. Все это требует использования в тренировке наряду с упражнениями в плавании специально-подготовительных упражнений.

Специально-подготовительные упражнения, входящие в специальную физическую подготовку, направлены на развитие: а) подвижности в суставах, б) силы определенных групп мышц, в) их локальной выносливости.

Упражнения, используемые для развития подвижности в суставах, подбираются в соответствии с особенностями техники плавания избранным способом. Например, для кролистов — упражнения, развивающие подвижность в суставах шеи, которая обеспечивает возможность поворота головы направо и налево, а для брассистов и специализирующихся в плавании баттерфляем — упражнения для развития подвижности в суставах, обеспечивающей поворот головы вокруг поперечной оси.

Упражнения, направленные на развитие силы, делятся на упражнения на суше и упражнения в воде. На суше даются упражнения с различными приборами и приспособлениями, выполняемые в динамическом и изокинетическом режимах. На первом этапе подготовительного периода могут использоваться и изометрические упражнения. Режим напряжения мышц должен соответствовать характеру их работы при плавании (особенно в тех случаях, когда планируется не только развитие силы, но и содействие развитию силовой выносливости). Эта упражнения (с большими и значительными нагрузками) широко применяются на протяжении первых двух третей подготовительного периода. К концу этого периода и в соревновательном периоде их использование ограничено привычными комплексами, без больших нагрузок. Если требуется добиться увеличения мышечной массы, силы мышц, то величина напряжений может быть большой и даже предельной.

Упражнения в воде (плавание с работой одних рук или одних ног с использованием поддерживающих средств и без них; с различными отягощениями; упражнения в воде с использованием резиновых амортизаторов и т. п.) дают меньше нежелательных побочных явлений (см. ниже), чем упражнения на суше, и могут широко применяться в конце подготовительного и в соревновательном периодах.

Определение соотношения («удельного веса») ОФП и СФП на различных этапах тренировки — один из самых сложных вопросов в планировании тренировочного процесса. Здесь нужно учитывать индивидуальные особенности спортсмена, его возраст и пол, план на будущие годы и ряд других факторов. В общих чертах можно сказать, что чем моложе пловец, тем большее значение имеет ОФП. Однако даже на самом раннем возрастном этапе она не должна противодействовать развитию тех особенностей сложения и физического развития ребенка, которые благоприятны для плавания: подвижности в суставах, оптимального соотношения развития мышц плечевого пояса и нижних конечностей и т. д. Поэтому нужно, чтобы уже в раннем возрасте ОФП сочеталась с СФП. Но последняя должна быть направлена не на форсирование спортивных результатов, а на то, чтобы в сочетании с ОФП содействовать созданию базы для дальнейшего развития специальной работоспособности пловца.

С увеличением возраста повышается роль СФП, и на определенном этапе тренировки ее задачам полностью подчиняется ОФП. На этом этапе общеподготовительные упражнения используются преимущественно для активизации процессов восстановления, для общей разминки и с целью повышения способности координировать движения. Рост уровня физического развития обеспечивается главным образом специальными упражнениями.

Определяя удельный вес общей и специальной физической подготовки пловцов по возрастным категориям, можно руководствоваться следующим:
а)       до 10 лет доминирует ОФП, при условии сохранения врожденных особенностей ребенка, благоприятных для плавания;
б)       с 10 до 12—14 лет ОФП сочетается с СФП в примерно одинаковых пропорциях;
в)       с 12—14 до 13—15 лет ОФП сочетается с СФП при доминирующем значении последней;
г)       с 13—15 лет и далее полностью преобладает СФП.

Эта общая схема конкретизируется в зависимости от пола, степени мастерства и других индивидуальных особенностей спортсмена.

Нужно учитывать, какую преимущественную нагрузку дают используемые тренером упражнения. Особенно важно учитывать избирательное влияние при подборе специально-подготовительных упражнений и упражнений, используемых с целью общей физической подготовки. В тех случаях, когда общеподготовительные упражнения применяются для активизации процессов восстановления, надо следить за тем, чтобы они не давали дополнительной нагрузки на утомленные органы и системы.

При подборе специально-подготовительных и общеподготовительных упражнений нужно принимать во внимание возможность побочных нежелательных эффектов, особенно в тех случаях, когда эти упражнения являются большой нагрузкой для организма пловца. Например, усиленные занятия упражнениями с отягощениями (упражнения со штангой, с резиновыми амортизаторами, с блочными устройствами и т. д.) содействуют развитию силовых возможностей тех групп мышц, работоспособность которых особенно важна при плавании. Однако эти упражнения могут привести к снижению подвижности в суставах, а при чрезмерном увлечении ими — и к снижению специальной выносливости. Чтобы не возник такой нежелательный побочный эффект, надо сочетать упражнения на развитие силы с упражнениями, направленными на поддержание и развитие подвижности в суставах, на развитие выносливости и т. д.

Следует учитывать, что нежелательные побочные явления могут быть и при использовании упражнений в воде. Например, упражнения в плавании дают большую нагрузку на сердечно-сосудистую систему. Наибольшую нагрузку получает та часть сердечно-сосудистой системы, которая обеспечивает движение крови от сердца к периферии, значительно меньшую нагрузку — та ее часть, которая обеспечивает отток крови от периферии к центру (это обусловлено горизонтальным положением тела и давлением воды на его поверхность). В конце концов может возникнуть чрезмерная диспропорция в развитии различных частей сердечно-сосудистой системы. Для смягчения этой диспропорции целесообразно использовать упражнения в беге (особенно кроссы и передвижение на лыжах). Но при этом нужно иметь в виду, что бег и ходьба по пересеченной местности, бег по песчаному грунту, способствуя смягчению диспропорции, в то же время приводят к некоторому снижению подвижности в голеностопных суставах и к увеличению массы икроножных мышц (то есть к нежелательному для плавания изменению пропорций массы мышц нижних конечностей и плечевого пояса). Поэтому здесь нужна разумная мера.

И. В. Вржесневский, профессор, А. И. Кудряшов, Киевский государственный институт физической культуры