В основе начального обучения должна быть современная техника плавания

Техническая революция в плавании, радикально изменившая представления о хорошем и плохом стиле всех способов плавания, обусловила необходимость совершенствования методики начального обучения в строгом соответствии с основными тенденциями развития техники плавания.

«Наступление» двухударного кроля на классический шестиударный стиль (увеличилось число пловцов, успешно применяющих двухударный кроль в соревнованиях по плаванию не только на длинные, но и на средние и даже короткие дистанции) хотя еще и не ликвидировало эту разновидность техники скоростного плавания, но существенно изменило представление о гребке, координации движений, темпе работы ног и рук. Появилось большое количество разновидностей вольного стиля, производящих впечатление гибридов старых и новых технических элементов в этом способе. Эти разновидности мы условно объединяем под названием «кроль с редуцированной работой ног». Они чаще встречаются в спринте.

Пропульсивный (движительный) эффект от работы ног в брассе по-прежнему остается существенным элементом хорошей техники, но в кроле (особенно стайерском) многими специалистами отрицается совершенно.

Общая тенденция в совершенствовании техники плавания кролем, а также на спине и дельфином, по-видимому, выражает стремление работать ногами так, чтобы основной энергетический потенциал организма мог бы максимально использоваться мускулатурой рук и плечевого пояса, обеспечивающей быстрое и непрерывное продвижение тела вперед.

Исходя из этого, нельзя признать целесообразным начинать обучение спортивным способам плавания с техники движений ногами. Логичнее и естественнее начинать его с техники движений руками и при дальнейшем освоении всех способов плавания максимально концентрировать внимание ребенка на работе рук.

Стремление в начале обучения плаванию стилем «кроль» на груди и на спине добиваться очень быстрой, непрерывной и равномерной работы ног исторически обусловлено теми представлениями о совершенной технике плавания шестиударным кролем, которые доминировали раньше во взглядах тренеров и теоретиков. Однако на современном этапе это едва ли является целесообразным.

Начинающему пловцу, особенно ребенку, новые двигательные навыки и их выполнение в воде даются нелегко. Дети всегда очень добросовестно стараются выполнить задание. Они делают это непроизвольно. Им не свойственно стремление рассчитывать свои возможности и экономить энергию. Поэтому, как только они поймут схему движения ногами в кроле, так начинают бить ими по воде или в воде изо всех сил, независимо от того, какое это упражнение — у стенки, в скольжении или плавание с помощью движений одними ногами с доской. Приучаясь слишком энергично работать ногами, они сталкиваются в дальнейшем с большими трудностями при освоении современной техники работы рук при плавании кролем, на спине и дельфином.