Специализированные классы олимпийского резерва по плаванию
Несмотря на то что до XXI Олимпийских игр в Монреале осталось еще несколько месяцев, наша сборная олимпийская команда по плаванию в основном уже укомплектована, и вряд ли оставшиеся отборочные соревнования внесут в нее коренные изменения. Могут быть выявлены лишь единицы новых талантливых пловцов да произойти некоторые перестановки мест среди уже известных кандидатов в сборную.
Поэтому, поднимая вопрос о специализированных классах олимпийского резерва, мы имеем в виду организацию широкой подготовки молодых, пока еще неизвестных пловцов к последующей Олимпиаде — к Московским олимпийским играм 1980 г.
Изучая опыт прошлых лет и современные тенденции развития мирового, в том числе и советского, спортивного плавания, можно предположить, что наша олимпийская команда 1980 г. будет почти полностью обновлена. Лишь 10—15% ее состава будут представлять самые одаренные и молодые участники Монреальской олимпиады. Правда, известны случаи, когда особенно выдающиеся советские пловцы завоевывали право участвовать в трех олимпиадах. Ими были Галина Прозуменшикова, Владимир Косинский, Виктор Мазанов. Но это — примеры прошлого. В наши же дни, при массовом и удивительно бурном спортивном прогрессе юных пловцов, удержаться более 8 лет в сборной команде страны почти невозможно даже самым талантливым спортсменам.
Каждая страна может заявить на олимпийские игры до 60 пловцов. А это значит, что за оставшиеся до Московской олимпиады четыре с лишним года советские тренеры должны подготовить до уровня мастера спорта СССР международного класса примерно тройной состав сборной команды. Для чего? Чтобы создать среди пловцов острую конкурентную борьбу за места в основном составе сборной. Если принять во внимание, что в 1975 г. в стране было около 50 действующих мастеров; международного класса, то к ним нужно будет добавить по крайней мере 100—120 новых мастеров такого класса. Задача эта нелегкая, но посильная, особенно если учесть, что в нашей стране имеется несколько тысяч штатных тренеров по плаванию, многие из которых уже переключились на современные методы тренировки пловцов. Одно из свидетельств этого — неуклонное расширение географии городов, представители которых оказываются победителями крупных соревнований, рост числа новых тренеров, воспитанники которых поднимаются на пьедестал почета всесоюзных соревнований, проводимых среди девочек, девушек, мальчиков и юношей. Так, на протяжении 1974 и 1975 гг. среди победителей и призеров всесоюзных юношеских соревнований по плаванию были пловцы не только из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Тбилиси и из других известных ранее плавательных центров страны, но и из «новых» городов: Архангельска, Житомира, Ижевска, Инты, Иванова, Липецка, Магадана, Могилева, Навои, Кирово-Чепецка, Одессы, Брянска, Пензы, Северодвинска, Солигорска, Таганрога, Чебоксар, Челябинска, Шяуляя и др.
Только в одних всесоюзных детско-юношеских соревнованиях по плаванию, проведенных весной 1975 г. в Туле, участвовало до 100 одаренных пловцов 12—13-летнего возраста. Около -половины победителей этих соревнований представляли новые «плавательные» города: Александр Логунов — Архангельск, Сергей Красиков — Брянск, Иван Миколункий — Могилев, Сергей Каплюк — Таганрог, Ольга Клевакина—Солигорск, Марина Севостьянова — Северодвинск, Андрей Бобылев — Инту, Юрий Якубенко — Воркуту, Андрей Дементьев — Липецк. Игорь Цветковский — Навои и др.
Таких способных юных пловцов в нашей стране немало. Число их умножается с каждым годом. Руководителям и тренерам нужно приложить максимум усилий, чтобы не потерять эту молодую поросль пловцов, умело работать с ней, мобилизовать на подготовку к олимпийским стартам в Москве.
Пришла пора, когда все советские тренеры по плаванию (может быть, за исключением 20—25 человек, занятых в настоящее время непосредственной подготовкой своих учеников к Олимпиаде в Монреале) должны переключиться на целеустремленную подготовку сегодняшних мальчиков и девочек, уже проявивших себя в плавании, к Московской олимпиаде.
Где должна проходить подготовка олимпийского резерва в сборную команду страны? Прежде всего в уже существующих ДЮСШ и отделениях плавания. Однако большинство их все еще работает с низкой эффективностью и не способно готовить не только международных мастеров спорта, но и кандидатов в мастера. Так, после серии проведенных на местах отборочных стартов право выставить своих воспитанников в финальных всесоюзных юношеских соревнованиях на призы газеты «Комсомольская правда» завоевало в 1975 г. только 110 ДЮСШ плавания, т. е. примерно одна пятая часть всех существующих в стране спортивных школ. А ведь для участия в финальных соревнованиях достаточно было подготовить 12— 13-летнего мальчика или девочку до уровня I разряда. И эту задачу не смогло выполнить около 400 ДЮСШ плавания.
Одна из главных причин такого положения — оторванность ДЮСШ от общеобразовательных школ. Связь ДЮСШ с общеобразовательной школой проявляется в лучшем случае лишь в том, что тренеры по плаванию изредка проверяют у своих учеников табели успеваемости по школьным предметам. Юным пловцам нелегко разобщенно осваивать два трудоемких процесса — учебу в общеобразовательной школе и тренировку в бассейне Довлеет фактор времени. Появляются противоречия. В итоге — срыв в одном из процессов (в школьной учебе или в спортивной тренировке).
Опыт передовых спортивных школ со всей очевидностью показывает, что успех пришел к ним в результате тесной увязки тренировочного процесса в бассейне с учебой в общеобразовательной школе Таким организационным каналом, который объединяет интересы ДЮСШ плавания и общеобразовательной школы, является создание специализированных спортивных классов, целиком укомплектованных одаренными пловцами. Именно этот канал широко используется в настоящее время теми ДЮСШ плавания, которые по праву считаются сильнейшими в стране.