Психологический стресс у пловцов на соревнованиях

Слово «стресс» в переводе на русский язык означает «напряжение». В ряде случаев слово «стресс» ассоциируют со словом «срыв». Однако «срыв» соответствует лишь крайней степени стресса. В психологии спорта принято различать стресс по интенсивности (слабый, средний и максимальный) и продолжительности (кратковременный и длительный).
В настоящее время психологи считают, что стресс может возникать у человека при выполнении им трудной и ответственной деятельности. В качестве стрессоров (причин стресса) выступают психологические, физиологические и социальные факторы в различном сочетании (при ведущем значении того или иного фактора) в зависимости от конкретной ситуации деятельности.
Любая соревновательная деятельность, в том числе в спортивном плавании, сопровождается значительным напряжением. В его основе лежит преодоление объективного физиологического стрессора — физического напряжения, т. е. выполнение соревновательного заплыва с требуемым напряжением физических усилий и энергетических ресурсов. Своеобразным фоном этих усилий является психическое напряжение в соревновательной деятельности. Таким образом, в соревнованиях пловцу необходимо выдержать не только напряжение, связанное с реальным стрессором (преодоление дистанции за счет физического напряжения), но и психическое. Последний компонент в соревнованиях выступает, как правило, на первый план.
Нами изучалась динамика стрессовых состояний в период соревнований на чемпионатах Москвы и Советского Союза 1973 и 1974 гг. К исследованиям были привлечены члены сборной команды столицы и отдельные спортсмены сборной команды страны. Всего обследовано 64 мастера спорта СССР, мастера спорта международного класса, рекордсмена страны.
Основными критериями для оценки напряженности являлись в исследованиях следующие: показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС); измерение психогальванического рефлекса прибором экзосоматической схемы, позволяющим регистрировать изменение электрокожного сопротивления (ЭКС); субъективные оценки пловцами состояния напряженности и характера переживаний, испытанных ими в процессе различных ситуаций (перед началом разминки в воде, после ее окончания, перед стартом и после заплыва). На рисунке показаны средние данные ЧСС и ЭКС, отмеченные у пловцов на соревнованиях. Различия между определяемыми величинами статистически достоверны.


Динамика средних показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС) и величины электрокожного сопротивления (ЭКС) у пловцов в условиях соревнований:
А — перед разминкой, Б — после разминки, В — перед стартом, Г — после заплыва; прерывистые линии — ЧСС, сплошные — ЭКС

Литературные данные свидетельствуют о том, что по ЧСС и ЭКС можно судить об уровне психической напряженности. Первый показатель в большей мере информирует о переживаниях, связанных с отношением спортсмена к физической нагрузке, а второй — о характере и уровне выполняемой работы. Таким образом, величины ЧСС рассматривались нами как показатель физиологического компонента стресса, а ЭКС — как показатель психического его компонента. При оценке напряженности мы определенным образом учитывали, что изменения ЧСС в большей мере, чем изменения ЭКС, зависят от физиологической нагрузки.
Представленные на рисунке средние величины ЧСС и ЭКС наглядно показывают динамику напряженности в соревнованиях. В ситуациях ожидания (перед началом разминки и перед стартом) преобладает психический компонент стресса.
Возникновение состояния стресса зависит от разнообразных причин: от уровня подготовленности и известности соперников, степени новизны предстоящего состязания, от настроя спортсмена со стороны тренера, прогноза борьбы в предстоящем заплыве, от организации разминки и ожидания предстоящего старта й др.
Наивысший пик психической напряженности наблюдается перед началом разминки. В процессе ее выполнения в воде и во время соревновательного заплыва происходит известная разрядка психической напряженности. Это обусловлено тем, что сама специализированная деятельность снимает психическое напряжение в результате ликвидации фактора ожидания. В период разминки пловцы сосредоточивают свое внимание на следующем: «на разминке» мышечно-двигательного аппарата, «открытии» дыхания, воспроизведении специализированного ощущения — «чувства воды», «чувства старта», «чувства поворота», «чувства времени» при проплывании дозированных отрезков дистанции, «чувства скорости» и т. д. Иными словами, в процессе разминки осуществляется активная приспособительная деятельность пловца, направленная на подготовку всех систем организма к предстоящей соревновательной деятельности.
После окончания разминки фактор ожидания вновь выступает в качестве доминирующего стрессора. Анализ напряженности пловцов в период ожидания старта, в процессе заплыва и после его окончания позволил нам установить такие особенности: Большинство спортсменов перед заплывом и при его выполнении ориентированы только на физиологические параметры напряженности: «перетерпеть усталость, как только она наступит», «выложиться в полной мере», «отдать все силы» или «только бы хватило выносливости», «только не потерять скорость» и т. п. После заплыва психическое возбуждение у них значительно ниже, чем до старта. Субъективные отчеты о состоянии напряженности касаются в основном физиологических параметров: «предельно устал», «выложился до конца», «еле стою на ногах от усталости», «трудно было терпеть усталость» и т. д. Показанный в заплыве результат в большинстве случаев не удовлетворяет спортсменов, так как оказывается ниже, чем прогнозировался. После заплыва эти спортсмены находятся в подавленном состоянии и недоумевают по поводу причин неудачи.
Лишь у незначительной части пловцов состояние напряженности в этих ситуациях деятельности протекает при доминировании психологического компонента. Перед заплывом они имеют следующие установки: «бороться с соперником от начала и до последних метров дистанции», «буду бороться за первое место», «я готов показать высокий результат», «запас моих сил безграничен» и т. п. Перед стартом они активно возбуждены от сознания предстоящей борьбы на дистанции. После заплыва уровень психического возбуждения у них остается в тех же пределах, что и перед стартом, или превышает его. Содержание субъективного отчета у них после заплыва следующее: «возбуждение от прошедшей борьбы еще не прекратилось», «могу проплыть еще раз так же, так как силы еще остались неизрасходованными» и т. д.
Подводя итог сказанному, можно заключить, что у тех спортсменов, которые в процессе соревнований ориентируются на «терпимость» к усталости и другим параметрам физической напряженности, создается стойкий стереотип соревновательного состояния, доминантой которого является физиологический компонент напряженности. Пловец как бы заранее ждет и готовится к «встрече» с тем стрессором, который затем неминуемо наступает в процессе заплыва. Тем самым у него закрепляется условный рефлекс психических реакций к подобного рода напряженности. Иначе говоря, у этих пловцов психический компонент стресса затормаживается и выступает в роли защитного механизма, информируя мозг о подготовке организма к предельной степени стресса. У пловцов с преобладанием ориентации на активную борьбу в процессе соревнований происходит известная нивелировка физиологического стрессора. Поэтому для них значительно снижается степень сложности его преодоления в процессе заплыва.
На основании изложенных выше результатов исследования и собственного опыта тренерской практики мы вправе сделать ряд методических рекомендаций тренерам относительно управления стрессовыми состояниями у пловцов в процессе соревнований:
1.       Не следует ориентировать учеников на «терпимость» к усталости в процессе заплыва, нужно сосредоточить их внимание на активной борьбе с основными конкурентами. Надо больше уделять внимания созданию у пловца «чувства борьбы» за первое место или с основным соперником, а также добиваться обострения в процессе заплыва специализированных ощущений и тактической раскладки сил. Из тренерского лексикона целесообразно исключить установки пловцам, оправдывающие «терпимость к усталости», заменив их более оптимистическими: «предел твоих возможностей неограничен», «усталость посещает чаще тех, кто больше всего о ней думает» и т. п.
2.       Разминку в воде следует проводить с таким расчетом, чтобы она заканчивалась как можно ближе к моменту начала старта. Последние упражнения в разминке должны быть акцентированы на восприятии специализированных ощущений: «чувства воды», «чувства гребка», «чувства скорости» и др.
3.       Необходимо систематически контролировать в процессе соревнований психическую напряженность пловца и определить оптимальное для него состояние, при котором он показывает лучшие результаты, и стараться чаще воспроизводить это состояние в дальнейшем.
                 В. М. Гуров, старший тренер по плаванию г. Москвы,
                 Л. Н. Головников, научный сотрудник Института психологии АН СССР