Опыт подготовки ЗМС СССР Галины Прозуменщиковой

Причем если в ноябре Прозуменщикова ходила в походы, а занятия имели легкоатлетическую и игровую направленность, то в декабре больше внимания уделялось силовым упражнениям с отягощением, опорным прыжкам, специальной гимнастике. Сохранялась также и игровая часть подготовки. В ноябре, декабре занятия проходили от 2 до 3 раз в неделю и длились 1 — 1,5 часа, в январе — феврале — ежедневно продолжительностью 1 час. Приводим примерный план распределения средств по дням недельного цикла (табл. 2).



Таблица 2. Примерный план распределения средств по дням недельного цикла с 26 января по 23 февраля 1964 г.
Дни недели Основная задача Основные используемые средства Длительность занятий
Понедельник Развитие быстроты и гибкости Акробатические упражнения
Упражнения с набивными мячами различного веса
1 час
Вторник Развитие силы Упражнения со штангой
Изометрические упражнения
Различные прыжки
1 час
Среда Развитие быстроты и гибкости Баскетбол
Упражнения на гимнастической стенке
1 час
Четверг Развитие силы Упражнения с набивными мячами. Различные прыжки 1 час
Пятница Развитие гибкости, подвижности в суставах и быстроты Упражнения с гимнастической палкой. Упражнения с набивными мячами различного веса 1 час
Суббота Развитие выносливости Беговая подготовка
Игра в футбол
1 час
Воскресенье Развитие гибкости и быстроты Беговая подготовка
Баскетбол
Упражнения на гимнастической стенке
1,5 часа

Как видно из таблицы, использовались разнообразные средства физической подготовки. Причем некоторые из них в ряде случаев применялись для решения разных задач. Отметим, что в феврале по воскресеньям часто проходили контрольные соревнования, поэтому занятия по общей физической подготовке не проводились.

Большое внимание на первом (общем) этапе подготовительного периода обращалось на повышение уровня плавательной подготовки. С этой целью Г. Прозуменщикова выполняла различные упражнения в воде. Основными из них были: проплывание в полной координации и с помощью одних ног отрезков и дистанций 25, 50, 100, 200, 400 м свободно со средней скоростью. При этом ставилась задача проплыть дистанцию с сокращенным количеством гребков, с акцентом на сильный гребок. Давались и другие задания: проплывание отрезков 15—25 м в координации с помощью одних рук или ног, ускоренно, на повышенной или максимальной скорости (упражнения преследовали цель — освоить высокий темп плавания); проплывание отрезков 15—25 м с задержкой дыхания, проплывание средних и длинных отрезков 200, 400, 800 и 1000 м в координации с помощью одних рук или ног, равномерно, свободно, со средней скоростью, с переменной скоростью; плавание для совершенствования техники: в координации, только с помощью рук с более поздним вдохом и ног (руки вдоль тела и с доской) на хороший захват воды ступнями; после поворота и старта — освоение длинного гребка в воде; участие в соревнованиях 2 раза в месяц на 100 и 200 м брассом, а также другими способами.

Если в начале общего этапа (в ноябре. 1963 г.) тренировка по плаванию проводилась 3 раза в неделю по 1 —1,5 часа, то уже в дальнейшем (в январе — феврале) —6—8 раз с объемом плавания в одном занятии 2—2,5 км. В ходе подготовки менялась и направленность тренировки. Так, в ноябре подготовка осуществлялась в основном на средних и длинных дистанциях — 200, 400, 800 и 1000 м. Эти дистанции преодолевались в полной координации, с помощью одних рук или ног, свободно, равномерно и с небольшой скоростью.

В декабре продолжалась работа над развитием общей выносливости, но в то же время в занятия были включены и скоростные упражнения, выполняемые в 1/2 и 3/4 силы (табл. 3).

Как видно из таблицы, по мере приближения к специальному этапу подготовительного периода для развития выносливости тренировку на длинных и средних дистанциях сочетают для поддержания скоростных качеств с тренировкой на коротких отрезках.

При планировании нагрузок, в частности в первом (общем) этапе подготовительного периода, учитывались многие факторы: состояние уровня подготовленности спортсменки в данный период времени, задачи, которые надо было решить, загруженность Г. Прозуменщиковой занятиями в средней школе.

Учитывая задачи первого (общего) этапа, нагрузка по дням недели распределялась по кривой, имеющей волнообразный характер и две вершины за микроцикл. Как правило, наибольшую нагрузку планировали к концу недели. Каждый недельный цикл за время первого этапа повторялся 2—3 раза (табл. 4).

Таблица 4. Динамика нагрузок в микроциклах в январе—феврале 1964 г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20