Некоторые индивидуальные особенности юных спортсменов

В общем основном периоде для 7—10-летних пловцов индивидуальные особенности еще не играют существенной роли. Мальчики и девочки выполняют одну и ту же нагрузку, и их спортивные результаты в общем почти одинаковые. Однако серьезное внимание следует обратить, например, на начинающийся рост в длину девочек в предменструальный период. В последующие 1—2 месяца после начала менструации особое внимание обращается на определение величины нагрузки. Нужно разрешить ребенку по его просьбе не тренироваться, освободить его также на занятиях от игр (если у девочки плохое настроение и ей не хочется тренироваться). Необходимо помнить, что во время менструального цикла заметны отклонения в вегетативном тонусе и что часть из них влияет на физические функции организма. В дни же, следующие за менструацией, создается благоприятная обстановка для восстановления организма. Дни, предшествующие менструации, также содействуют достижению хороших результатов.

Исследования указывают на то, что период, следующий после менструации, благоприятен для развития силы спортсменки, для увеличения результативности, то есть для тренировок с большими нагрузками, тогда как наилучший период для соревнований лежит во второй трети менструального цикла.

Минимальная результативность была установлена за 1—2 дня до начала менструации. Во всяком случае, следует считаться с тем, что колебания, связанные с таким циклом, показывают большие индивидуальные отклонения.

Тренер должен ясно себе представлять, как реагирует его ученица на тренировочные нагрузки и на участие в соревнованиях в отдельные фазы менструального цикла. Таким образом он может определить индивидуальные особенности каждой ученицы и учитывать их во время тренировочного процесса.

При составлении программы тренировок в воде надо учесть плавательную подготовку и динамику нагрузок предыдущего периода. Нагрузку, естественно, повышают параллельно с физическим и психическим развитием спортсмена, при этом увеличивают число повторений, ускоряют темп.