Круглогодичное планирование тренировки пловца
Круглогодичное планирование изучено несколько лучше. В частности, сформулированы главные закономерности приобретения спортивной формы.
Поскольку различают три фазы спортивной формы (становления, относительной стабилизации и временной утраты) удобно выделять и три периода тренировки:
подготовительный, обеспечивающий становление спортивной формы;
соревновательный, создающий условия для ее сохранения и стабилизации;
переходный, являющийся связующим звеном между двумя ступенями спортивного совершенствования.
Подготовительный, соревновательный и переходный периоды составляют один тренировочный цикл.
Данные некоторых исследований свидетельствуют о том, что для пловцов высокой квалификации оптимальная продолжительность одного тренировочного цикла равна календарному году. Это позволяет наиболее полно решать задачи, вытекающие из закономерных связей между процессами тренировки и развития подготовленности пловца: лучше в течение продолжительного подготовительного периода (до 8—8,5 месяца) осуществляется приобретение спортивной формы, ее стабилизация в многочисленных стартах трехмесячного соревновательного периода и временная утрата ее в месячном переходном периоде.
В подготовительном периоде необходимо выделять два этапа: первый — общий, второй — специальный.
На первом этапе главное внимание уделяется общей физической подготовке пловца. Для этого широко используются соответствующие средства как на суше (преимущественно в начале этапа), так и в воде. Использование средств общей физической подготовки приводит к временному ухудшению результатов в плавании основным способом, низкому уровню технического мастерства (развал стиля). Объем суммарной нагрузки постепенно и волнообразно увеличивается и достигает пика к концу первого этапа подготовительного периода.
На втором этапе подготовительного периода объем нагрузки значительно уменьшается (в основном за счет общей физической подготовки); одновременно растет доля специфической нагрузки, состоящей из системы скоростных упражнений в плавании основным способом. Этот прием получил название сужения тренировочной нагрузки.
В соревновательном периоде нагрузка продолжает волнообразно снижаться, содержание тренировочных занятий становится ещё более специфичным: пловец принимает участие в серии соревнований, значимость которых постепенно нарастает. Общая физическая подготовка в этом периоде служит поддержанию достигнутого ранее уровня развития физических качеств (особенно силы) и является для спортсмена активным отдыхом.
Тренировочные и соревновательные нагрузки, несмотря на отдыхи в микроциклах, оставляют серьезные, постепенно наслаивающиеся следы утомления. Попытка перейти к освоению программы нового подготовительного периода может привести к перетренировке, к потере желания продолжать спортивное совершенствование. Поэтому переходный период является объективно необходимым связующим звеном между двумя циклами развития спортивной формы.
Переходный период планируют в виде активного отдыха, который переключает спортсмена с напряженных специфических нагрузок на облегченную общую физическую подготовку (туристские походы, подвижные и спортивные игры, гребля и пр.). Дозировку упражнений и подбор средств тренер согласовывает со спортсменом. Если возникла необходимость, в переходном периоде проводят профилактику и лечение различных заболеваний пловца.
Претворение на практике одноциклового варианта планирования круглогодичной тренировки встречает ряд трудностей: отдаленность соревновательного периода не стимулирует своевременного начала планомерной подготовки; сборные команды пополняются кандидатами не два, а один раз в сезон; сокращается число возможных внутренних и международных соревнований и др. Поэтому федерации плавания многих стран в одном календарном году планируют по два тренировочных цикла, каждый из которых занимает период около шести месяцев.
С 1961 г. в СССР утвердилось планирование круглогодичной тренировки сильнейших пловцов страны в виде сдвоенного цикла по схеме: 1-й подготовительный, 1-й соревновательный, 2-й подготовительный, 2-й соревновательный и переходный периоды. Причем первый полуцикл, состоящий из первого подготовительного и соревновательного периодов, является фундаментом для второго полуцикла, на соревновательный период которого падают наиболее ответственные состязания года. То, что в течение одного календарного года планировалось два полуцикла, позволило в период с 1961 по 1964 г. восемь раз полностью опробовать в принципе новую методику подготовки сборной команды страны к наиболее ответственным соревнованиям сезона. Эта методика сводится к следующему:
1. В течение каждого полуцикла суммарная нагрузка (на суше и в воде) не должна быть монотонной. Ее следует изменять волнообразно и так, чтобы главный пик (по объему) падал на конец первого этапа подготовительного периода. Такая нагрузка значительно воздействует на организм спортсмена, совершенствуя деятельность всех его органов и систем.
2. Снижение объема нагрузки лучше всего начинать с первого месяца второго этапа подготовительного периода, к концу которого тренировочная работа будет занимать у спортсмена примерно вдвое меньше времени. Это «сужение» нагрузки позволяет аккумулировать нервную и физическую энергию пловца, необходимую ему для решения задач соревновательного периода.
3. Со второго месяца второго этапа подготовительного периода за счет снижения процента упражнений по общей физической подготовке и общего объема плавания необходимо значительно увеличивать специфическую нагрузку (объем скоростных упражнений, проплываемых основным способом). В это же время создаются наиболее благоприятные условия для совершенствования техники спортсмена, формирования его стиля — индивидуальной манеры плыть основным способом.
4. Еще более специфической должна быть нагрузка в соревновательном периоде, когда спортсмен за 1,5—2 месяца принимает в среднем от 14 до 21 старта (в зависимости от длины основной дистанции) в серии из 6—9 серьезных соревнований.
5. На протяжении подготовительных периодов всех полуциклов закономерно ухудшение результатов в плавании на основную дистанцию, ибо планируется такая тренировочная работа, которая перестраивает деятельность всех органов и систем организма на новый лад.
6. Постепенные количественные накопления, которым посвящается подготовительный период, обеспечивают качественный скачок в соревновательном периоде. В этом легко убедиться, если проанализировать динамику результатов сильнейших пловцов мира в канун любого из итоговых соревнований последних лет.
Таким образом, при планировании круглогодичной тренировки мастеров по «сдвоенному» циклу для достижения высших результатов необходимо после двухмесячных занятий общей физической подготовкой предусмотреть 55—60-дневную специальную подготовку в воде и полутора-двухмесячное участие в серии ответственных соревнований.
Приводим принятую в СССР форму планирования для составления индивидуальных планов круглогодичной тренировки пловцов высокой квалификации (см. табл. 3).
Разделы планирования | Нагрузка по месяцам | Итого | |||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | ||
I. Количество занятий в воде на суше и время, отводимое для них в часах |
|||||||||||||
II. Объем упражнений в воде общий (км) основным способом плавания (км) другими способами плавания (км) всего интенсивно (км) в том числе: а) в 1/2 силы б) в 3/4 силы в) в полную силу |
|||||||||||||
III. Количество проплываний основной дистанции в полную силу на тренировке на соревнованиях |
|||||||||||||
IV. Сроки прохождения медицинских осмотров |