Методика повышения скоростных возможностей пловца

Зрелому мастеру водной дорожки очень трудно добиться хотя бы незначительного улучшения рекордного результата на отрезках 25 и 50 м. Но решение этой задачи совершенно необходимо для обеспечения прогресса достижений в плавании на основную дистанцию.

Некоторое время методика повышения скоростных возможностей спортсмена сводилась к повторному преодолению коротких отрезков в максимальном темпе. Такие упражнения не всегда способствовали увеличению скорости плавания. В некоторых случаях наблюдалось обратное — ухудшалась техника движений и спортсмен утрачивал способность проплывать отрезки даже с доступной ранее скоростью. Таким образом, чрезмерная мобилизация сил во время преодоления коротких отрезков сковывает движения спортсмена, ухудшает его технику, приводит к снижению скорости. Поэтому современная методика повышения скоростных возможностей претерпела значительные изменения и в общих чертах выглядит следующим образом:
с увеличением скорости плавания техника движений спортсмена претерпевает значительные изменения (по характеру, амплитуде, согласованию движений и др.), поэтому как в период обучения, так и совершенствования техники плавания все упражнения необходимо выполнять в различном темпе — от низкого (во время ознакомления с движением) до высокого.

Главная причина трудности повышения скорости плавания заключается в автоматизации всех движений спортсмена в воде, которая возникает под влиянием продолжительной тренировки, при многократных повторениях движений, выполняемых в определенном темпе. Образуется жесткий стереотип, происходит прочное усвоение темпа движений.

Повышение скорости плавания связано с усвоением нового, более высокого, темпа движений. Возникает противоречие между новыми требованиями к двигательной деятельности и старыми ее характеристиками. Поэтому целесообразна такая методика тренировки, которая позволила бы превзойти привычный для пловца предельный темп движений и одновременно способствовала бы росту технического мастерства.

К наиболее эффективным средствам повышения скорости плавания относятся упражнения, выполняемые на ускорение. В них спортсмен каждый раз как бы «с разгона» пытается хотя бы незначительно превысить свой прежний уровень скоростных возможностей. Систематическое выполнение таких упражнений совершенствует деятельность центральной нервной системы пловца, способствует качественному преобразованию его двигательной деятельности, что, в свою очередь, положительно сказывается на скорости плавания.

Упражнения на ускорение делят на две группы. К первой группе относятся упражнения в проплывании коротких отрезков (до 25 м) с последовательным (от отрезка к отрезку) увеличением темпа движений. Такое задание позволяет пловцу настраивать себя на все более и более высокие требования.

Ко второй группе относятся упражнения в проплывании коротких отрезков с наращиванием темпа движений от свободного до предельного во время преодоления каждого из отрезков. Такие упражнения более сложные, но зато и более эффективные.

К наиболее эффективным методам повышения скорости плавания относятся повторный и переменный методы.

Повторный метод предусматривает такое выполнение упражнений, при котором спортсмен к моменту преодоления очередного отрезка ощущает готовность плыть в необходимом темпе. Поэтому интервалы отдыха планируют по самочувствию. Общее количество отрезков в серии не должно превышать 4—8. Количество серий упражнений в уроке зависит от квалификации и состояния спортсмена.

Переменный метод применяется во время проплывания дистанций 200, 300 и 400 м (но не более!) с ускорениями на отрезках 8—15 м. Спортсмен плывет дополнительным способом свободно, но ускорения выполняет основным способом плавания.

Можно использовать также комбинированный и повторно-переменный методы. Например, в 50-метровом бассейне спортсмен выполняет упражнения 4X200 м с произвольным интервалом отдыха и ускорениями после каждого поворота на 8—10 м.

Проплывание коротких отрезков в максимальном темпе не столько способствует развитию быстроты, сколько позволяет проверить возросшие скоростные возможности спортсмена. Поэтому в повседневных тренировках к этим упражнениям прибегают довольно редко.

Для повышения темпа плавательных движений рекомендуется выполнять упражнения в облегченных условиях: с помощью движений только рук, ног, с задержкой дыхания, за лидером и др. Освоенный в облегченных условиях более высокий темп движений спортсмену в дальнейшем легче перенести в основной способ плавания.