Основы планирования тренировки пловца

Различают перспективное, или многолетнее, круглогодичное и текущее (оперативное) планирование тренировки пловца. В задачу планирования входят:
определение динамики нагрузок;
соотношение общей и специальной физической подготовки, объема и интенсивности тренировочных нагрузок;
определение оптимальных величин соревновательных нагрузок.

Все эти проблемы требуют серьезного исследования. В настоящий момент можно лишь говорить об опыте подготовки отдельных команд или анализировать успехи наиболее выдающихся тренеров.

Перспективное планирование для спортсменов высокой квалификации разрабатывают на четыре года, то есть на межолимпийский цикл. Для наглядности проанализируем, как строилась подготовка сильнейших пловцов Советского Союза в период с 1960 по 1964 г. Напомним, что на XVII Олимпийских играх в Риме их успехи были весьма скромными: 23 спортсмена не смогли завоевать ни одной медали и набрали в неофициальном зачете лишь пять очков. Советские пловцы в Риме проигрывали своим соперникам в технике и тактике, в уровне всесторонней физической подготовленности, в общем объеме упражнений в воде и, особенно, в интенсивности их выполнения.

В 1961 г. тренеры СССР испытывали большие трудности, ибо копировать тренировку сильнейших пловцов мира означало безнадежно упустить время, обречь команду на новые неудачи. Выход пришлось искать в создании своей, принципиально новой, методики многолетней подготовки лучших пловцов страны. Была выдвинута гипотеза: если спортсмен плохо справляется с объемной нагрузкой в воде, необходимо увеличить ее за счет упражнений на суше. Это вызовет, в свою очередь, предпосылку для неуклонного повышения доли скоростного плавания в рамках примерно того же объема упражнений в воде. Опыт последующей четырехлетней работы подтвердил правильность этой гипотезы. Для примера приведем средние данные динамики тренировочных нагрузок сильнейших пловцов (мужчин) с 1960 по 1964 г. (табл. 2).

Таблица 2
Нагрузка 1960 г. 1961 г. 1962 г. 1963 г. 1964 г.
Упражнения на суше (час.)
Общий объем плавания (км)
Скоростные упражнения в воде (км)
    % (к общему объему)
54
594,7
107,3
18,0
110
565,2
177,4
31,3
182
577,1
209,8
36,3
254
574,5
287,6
50,0
307
645,5
381,3
59,0

По такому же принципу строилась тренировка и у женщин. В итоге на Олимпийских играх в Токио трофеи советских пловцов оказались богаче, чем на всех предшествующих олимпиадах, вместе взятых.

В 1964 г. сильнейшие советские пловцы около 54,4% всего тренировочного времени занимались на суше. Благодаря этому они достигли заметного повышения общей работоспособности; добились значительного прироста силы, быстроты, гибкости и выносливости; укрепили свое здоровье. Повышение общей работоспособности оказалось отличным фундаментом для бурного подъема специальной: подготовленности, для улучшения спортивных достижений. Можно ли считать приведенный процент нагрузки оптимальным? Скорее всего нет. Он может оказаться и меньшим, и большим, поскольку зависит от многих причин: стажа и квалификации пловцов, их индивидуальных особенностей, методики проведения занятий на суше и в воде и пр.

Общий объем нагрузки в 1964 г. по сравнению с 1960 г. увеличился у советских пловцов примерно вдвое. В дальнейшем темпы наращивания общего объема нагрузки будут не такими, как прежде. Однако тенденция к неизменному и разумному (посильному) увеличению нагрузки должна сохраниться.

С 1960 по 1964 г. росла доля скоростных упражнений в воде. Но она, как видно из таблицы, по-прежнему недостаточно высока. Советские пловцы к 1968 г. надеются довести ее до 85—90%.

Еще более сложным и неисследованным является вопрос перспективного планирования результатов пловцов высокой квалификации. До сих пор не вскрыты закономерности взаимосвязей между динамикой тренировочных нагрузок и спортивными результатами с учетом индивидуальных особенностей (в том числе и таланта) пловцов. Пока на основе прошлого опыта и элементарной статистики можно пытаться предсказать уровень достижений, который позволит спортсменам добиться успеха на будущих чемпионатах Европы, олимпийских играх и других соревнованиях.