Роль родителей

Роль родителей в воспитании пловца становится все более и более значительной, хотя бы потому, что все больше 7—8-летних детей приходит в бассейны. Поэтому роль родителей при подготовке юного пловца возросла до одного из решающих факторов.

Какова же ответственность родителей, что они должны делать?

Питание, одежда.

Это, конечно, касается всех родителей, но те из них, чьи дети посещают бассейны, должны проявлять повышенную заботу, в особенности к питанию ребенка. Это при всех обстоятельствах потребует значительного увеличения средств, необходимых на содержание ребенка. Провожать детей на тренировку или сопровождать их в бассейн — для родителей дополнительная нагрузка, требующая немалого времени. Иногда ребенка необходимо поддержать и морально, особенно в тех случаях, когда тренер не может постоянно быть рядом с начинающим пловцом, так как занят другими спортивными делами. В это время родителям приходится проводить и определенную «тренерскую» работу.

Безусловно, родители могут оказать большую помощь своим детям, занимающимся спортом, особенно плаванием. Однако следует считаться с тем, что отношения между родителями и юными пловцами в ситуациях учитель — ученик становятся весьма сложными.

Многие считают, что родители не могут обучать плаванию, так как ребенок обычно тяжелее воспринимает указания от отца или матери, чем от преподавателей. Большинство примеров из практики подтверждает, что родители всегда менее терпеливы к своим детям, чем к чужим, и что ребенок легче и с большим удовольствием учится у чужих родителей, чем у своих.

Если все-таки родителям придется выполнять роль тренера, то им нужно постоянно помнить, что они делают это для пользы ребенка, а не для себя.

Не нужно изменять недельную программу, по которой ребенок занимается с тренером, ее следует придерживаться строго по каждому пункту. Кроме того, нельзя никогда умалять авторитета тренера. Родителям нужно помнить, что их энтузиазм нисколько не подгоняет ребенка. Такой метод может легко вызвать бунт, и юный пловец возненавидит весь процесс обучения. В спорте любой энтузиазм, выражающийся в желании достигнуть определенной цели, должен исходить от самого ученика.

Никогда нельзя при ребенке неспортивно вести себя. Неплохо завязать дружбу с родителями основных противников юного пловца. В большинстве случаев неприязнь между соперниками начинается с родителей, а дети ее уже потом старательно перенимают.

Наконец, родители всегда должны помнить о том, что их участие в обучении является лишь одним из звеньев тренерской работы. Оценить деятельность пловца может только тренер, так как в его руках сходятся все нити — он планирует всю программу, проверяет ее выполнение, знает результаты. Родители, принимающие участие в обучении ребенка плаванию, должны с уважением относиться к занятиям тренера и его взаимоотношению с юным спортсменом.

Родители поступают правильно, если помогают и вмешиваются в тот момент, когда возникает в этом необходимость.

Не нужно делать замечания ребенку, порицать его, особенно в 9—11-летнем возрасте, если ему не хочется идти на тренировку. Отсутствие желания заниматься у детей, как правило, внешнее проявление внутренней защиты организма. Не следует ссылаться на прилежание, на необходимость тренироваться, чтобы достигнуть успеха, так как в этом случае эти понятия окажутся без всякого внутреннего содержания. Если юный пловец здоров и полюбил плавание, то он и без понуканий будет тренироваться по своим силам.

Само по себе активное участие ребенка в тренировках и соревнованиях, даже если из него и не получится пловца высокого класса или сильного спортсмена (ведь ясно, что не каждый может этого добиться), оказывает на него положительное воздействие, которое будет благотворно влиять на организм в течение всей его жизни.

Профессор Дьердь Контра, заведующий кафедрой биологии Всевенгерского педагогического института, который сам когда-то был отличным спортсменом-пловцом, пишет: «Для детей тренировки и выступления на соревнованиях являются жизненной необходимостью и с интеллектуальной точки зрения. Тот, кто умеет выполнять координированные движения, обычно и мыслит правильно.

Освоение серии сложных движений и их автоматизация в первую очередь являются кортикальной деятельностью и развивают кору головного мозга.

Весьма важно, чтобы тренировки проводились на высоком уровне, который для ребенка — относительно его возраста — представляет уже уровень «большого спорта». Тот, кто физически не преодолел «мертвой точки», не преодолеет ее и психически.

Если я немного поскользнулся, пусть мне помогут лишь настолько, насколько это представляется совершенно необходимым, и все будет в порядке».

Спортсмена надо правильно воспитать, научить соревноваться, приучить к мысли, что он может не только выигрывать, но и проигрывать. Более того, если речь идет об участии в эстафете, пусть юный пловец поймет, что, отдав все силы, можно проиграть из-за другого.

Итак, пусть родители, не выходя на первый план, зорко следят за занятиями тренера с ребенком. Они правильно поступят, если будут часто посещать тренировки и соревнования.

Постоянное посещение тренировок поможет им приобрести и некоторые специальные знания, которые им пригодятся, в случае отсутствия тренера они смогут дать ребенку нужный совет, соответствующий представлениям тренера.

Если родители в отсутствие тренера дают ребенку советы, противоречащие его указаниям, то перед юным пловцом возникает вопрос: кто же, собственно, прав?

Назревает открытый конфликт между родителями и тренером. Результат: либо родители подыскивают другого тренера, либо сами начинают заниматься специальной подготовкой своего ребенка.

На первый взгляд все эти примеры могут показаться осуждением родителей. А ведь часто и тренер допускает ошибки. Чрезмерно самоуверенный, да еще при недостатке такта, он производит отталкивающее впечатление.

Однако переходы от тренера к тренеру безусловно вредны. Вредят юному спортсмену также родители, которые считают себя лучшими тренерами, придерживаясь того мнения, что «они все же своего ребенка знают так, как никто другой». При любом положении лучшим способом разрешения споров и противоречий будет открытое, искреннее, в дружеском тоне, на основе взаимного уважения собеседование между родителями и тренером; родителями, тренером и администрацией клуба, а в определенных случаях — между родителями, тренером, администрацией клуба и ребенком.

Самым идеальным случаем, однако, будет тот, когда ребенок тренируется в хорошем спортивном клубе, под руководством отличного тренера. В таких условиях наряду со спортивным прогрессом рождаются верность традициям клуба и дружба с товарищами. Как известно, чувство коллективизма является бесконечно ценным качеством, которое в будущем безусловно поможет ребенку во всех других областях жизни.