Первый этап подготовки (октябрь 1957 г.— август 1959 г.)

С октября 1957 г. Виктор начал заниматься в подготовительном классе ДСШ МЭИ. Он хорошо осваивал различные движения и отличался от своих сверстников способностью к быстрому восприятию даже сложных по координации упражнений. Объяснялось это, по-видимому, тем, что до начала занятий в бассейне Виктор имел уже некоторый двигательный опыт. В летнее время Виктор, наблюдая, как занимается его отец — Георгий Васильевич Мазанов, заслуженный тренер РСФСР — с футболистами, также стремился выполнять по возможности упражнения, которые делали спортсмены, что способствовало развитию его координации и приобретению определенного арсенала двигательных навыков. Даже научившись плавать, Виктор не оставил своего увлечения футболом и занятия в бассейне сочетал с занятиями футболом. Лишь в начале 1959 г. после своего первого выступления на первенстве Москвы по плаванию Виктор окончательно определил свое спортивное призвание.

В 1957 г. еще в подготовительном классе ДСШ В. Мазанов быстро освоил технику плавания способами кроль на груди и на спине. Он обратил на себя внимание быстрым продвижением при плавании с помощью одних ног. В этом упражнении он выделялся среди всех своих сверстников.

С января 1958 г. он был переведен в учебно-тренировочный класс. Если в подготовительной группе он занимался 3 раза в неделю по 45 мин. на суше и 45 мин. в воде, то теперь на занятия в зале отводилось 20—30 мин., а на тренировку в бассейне— 60 мин. Приводим примерную недельную схему занятий В. Мазанова в учебно-тренировочном классе в начале 1958 г.

1-е     занятие. Основная задача: изучение и совершенствование всех способов плавания. В зале: общеразвивающая гимнастика. В бассейне: 1) 5 мин. дельфином +5 мин. с помощью ног дельфином +5 мин. дельфином; 2) то же на спине; 3) то же брассом; 4) то же кролем; 5) игры на воде с использованием элементов игры в водное поло.

2-е     занятие. Основная задача: изучение и совершенствование техники основного способа плавания и способа плавания дельфин. В зале: общеразвивающая гимнастика с применением гантелей, набивных мячей и использованием гимнастической стенки. В бассейне: разминка — плавание 300 м свободно + 100 м с помощью ног +100 м в полной координации основным способом; проплывание отрезков с помощью рук кролем — 5 мин.; то же с помощью ног; проплывание отрезков по 25 м свободно и ускоренно на технику; проплывание отрезков по 25 м с помощью рук дельфином — 3 мин.; с помощью ног дельфином — 5 мин.; проплывание отрезков по 25 м на технику дельфином, свободно; изучение и совершенствование стартов.

3-е     занятие. Основная задача: изучение и совершенствование основного способа плавания. В зале: общеразвивающая гимнастика, подвижные игры, эстафеты. В бассейне: разминка— 10 мин.; плавание с помощью ног— 10 мин.; проплывание отрезков по 25 м на технику со старта и с поворота свободно и ускоренно — 15 мин.; эстафеты, игры.

Утренняя гигиеническая гимнастика была обязательной для всех занимающихся, в том числе и для В. Мазанова. Предварительно упражнения утренней зарядки изучались на занятиях в зале.

Процесс тренировки на протяжении всего спортивного пути В. Мазанова проходил под тщательным наблюдением врачей.

К концу 1958 г. схема занятий в учебно-тренировочном классе изменилась и выглядела следующим образом:
1-е     занятие. Основная задача: общая плавательная подготовка. В зале: общеразвивающие упражнения. В бассейне: 1) 4—8x25 м дельфином, свободно; 2) 200 м с помощью ног дельфином; 3) 200 м брассом, 200 м с помощью ног брассом; 4) 200 м на спине, 200 м с помощью ног на спине; 5) 200 м кролем, 200 м с помощью ног кролем; б) свободное плавание. Всего 1600 м.

2-е     занятие. Основная задача: совершенствование гребковых движений в основном способе плавания. В зале: общеразвивающая гимнастика с набивными мячами, гантелями и с использованием гимнастической стенки. В бассейне: 1) 200 м основным способом, свободно; 2) 4X25 м с помощью ног кролем, с помощью рук дельфином; 3) 200 м с помощью ног основным способом; 4) 8X25 м с помощью рук кролем или на спине; 5) 300 м с помощью ног и 300 м с помощью ног на спине; 6) 200 м на спине, свободно; 7) 6—10 поворотов на глубоком месте. Всего 1500 м.

3-е     занятие. Основная задача: изучение и совершенствование техники основного способа плавания. В зале: гимнастические упражнения для развития подвижности в суставах, подвижные игры, эстафеты. В бассейне: 1) 100 м комплексное плавание; 2) 400 м кролем, свободно; 3) 12x25 м на технику на спине, свободно; 4) 300 м с помощью ног на спине; 5) 200 м на технику на спине, свободно; 6) старты, повороты, эстафеты. Всего 1300 м.

Занятия спортом оказывали положительное влияние на физическое развитие В. Мазанова. В 11-летнем возрасте его основные антропометрические показатели были средними и выше средних (табл. 2).

Таблица 2. Показатели физического развития В. Мазанова в 1958 г.
Показатели Величина Оценка по таблицам Р. Е. Мотылянской
Рост (см)
Вес (кг)
Жизненная емкость легких (см3)
Сила правой кисти (кг)
Сила левой кисти (кг)
154
43,7
3400
22
20
Выше среднего
Выше среднего
Выше среднего
Средняя
Средняя

С начала 1959 г. Виктор был зачислен в тренировочный класс. Теперь он посещал бассейн 6 раз в неделю, чередуя занятия плаванием с занятием водным поло. При этом три дня отводились на тренировку по плаванию, а в остальные дни он играл в водное поло. Длительность занятий в воде и в том и в другом случаях была равна 60 мин. По-прежнему перед плаванием проводилась гимнастика в зале.

В специальной тренировке большое внимание обращалось на разностороннюю плавательную подготовку, совершенствование техники основного и дополнительных способов плавания, развитие силы гребковых движений. Для этого использовались преимущественно упражнения: 4—8x50 м или 200 м различными способами плавания в полной координации и по элементам, 600—1000 м с помощью одних ног и рук, отработка поворотов, старта, разнообразные упражнения на технику. К последним, например, относилось: проплывание 200 м кролем в 1/2 силы, но следующим образом: 25 м с помощью ног; 25 м только с помощью правой руки и ног, левая рука у бедра; 25 м только с помощью левой руки и ног, правая рука у бедра; 25 м с «подменой» рук; 25 м только с помощью левой руки и ног, правая рука вытянута вверх; 25 м только с помощью правой руки и ног, левая рука вытянута вверх; 25 м с «обгоном» рук; 25 м в полной координации.

Наибольший объем тренировочной нагрузки на этом этапе за одно занятие составлял 1500—2000 м. Почти все упражнения выполнялись в свободном темпе и лишь немногие из них с ускорением или в 1/2 силы. Постепенно в течение года нагрузка возрастала, и в марте — мае 1959 г. подготовка уже проходила по следующей недельной схеме:
1-е     занятие. Основная задача: повышение уровня общей физической и общей плавательной подготовки.

В зале: комплекс общеразвивающих упражнений.

В бассейне:
по нечетным неделям: 1) 300 м дельфином (6X50 м), 200 м с помощью ног дельфином; 2) 300 м брассом, 200 м с помощью ног брассом; 3) 300 м кролем, 200 м с помощью ног кролем; 4) 300 м на спине, 200 м с помощью ног на спине; 5) изучение и совершенствование техники поворотов в кроле;
по четным неделям: 1) 100 м дельфином, 100 м брассом, 100 м на спине, 100 м кролем; 2) то же с помощью ног; 3) то  же с помощью рук; 4) 4x25 м в 1/2 силы дельфином + 4X25 м в 72 силы на спине +4X25 м брассом в 1/2 силы + 4X25 м кролем в 1/2 силы; 5) изучение и совершенствование стартов.

2-е     занятие. Водное поло — 60 мин.

3-е     занятие. Основная задача: развитие силы гребковых движений.

В зале: специальная гимнастика на силу и гибкость с гантелями.

В бассейне:
по нечетным неделям: 1) 100 м дельфином,  100 м на спине, 100 м брассом, 100 м кролем. Все упражнения проплываются в свободном темпе; 2) 1000 м с помощью ног; 3) 8X50 м с помощью рук в 1/2 силы; 4) 4X50 м с помощью ног в 1/2 силы; 5) 4X50 м ускоренно до 3/4 силы;
по четным неделям: 1) 100 м дельфином, 100 м брассом, 100 м на спине, 100 м кролем; 2) 6Х.100 м — чередуя по 50 м плавание с помощью рук и ног в 1/2 силы; 3) 6x50 м с помощью ног кролем, рук дельфином; 4) 500 м с помощью ног; 5) 200 м свободно; 6) свободное плавание.

4-е     занятие. Водное поло — 60 мин.

5-е     занятие. Основная задача: совершенствование техники основного способа.

В зале: общеразвивающая гимнастика с набивными мячами.

В бассейне:
по нечетным неделям: 1) 600—1000 м свободно; 2) 1000— 1200 м с помощью ног свободно; 3) 300—500 м дополнительным способом свободно; 4) свободное плавание;
по четным неделям: 1) разминка 50 м дельфином, 50 м с помощью рук основным способом (25 м левой, 25 м правой), 100 м основным способом (последние 25 м сильно), 25 м с толчка в темпе стометровой дистанции; 2) 8X25 м ускоренно на технику кролем; 3) то же на спине; 4) 800 м кролем или на спине; 5) 8X25 м ускоренно на технику (1-я неделя свободно, 2-я — в 1/2 силы, 3-я — в 3/4 силы, 4-я — свободно и т. д.).

6-е     занятие. Водное поло — 60 мин.

Так же как и в 1958 г., все упражнения В. Мазанов выполнял в основном чередуя кроль с плаванием на спине. При скоростном плавании упражнения, как правило, выполнялись повторно. В максимальном темпе проплывались отрезки только по 25 м, да и то очень редко — один или два раза.

Летом 1959 г. Виктор был на Всесоюзном учебно-тренировочном сборе способной молодежи в г. Туапсе. Здесь он впервые начал тренироваться два раза в день и ежедневно занимался физической подготовкой.

На этом был закончен первый этап — этап обучения и занятий в подготовительном, учебно-тренировочном и тренировочном классах. К этому времени был завершен этап овладения техникой всех способов плавания, начального формирования и совершенствования его общего физического развития. Наиболее важная задача — увлечение спортивным плаванием — была выполнена.