Первый этап подготовки (октябрь 1957 г.— август 1959 г.)
С октября 1957 г. Виктор начал заниматься в подготовительном классе ДСШ МЭИ. Он хорошо осваивал различные движения и отличался от своих сверстников способностью к быстрому восприятию даже сложных по координации упражнений. Объяснялось это, по-видимому, тем, что до начала занятий в бассейне Виктор имел уже некоторый двигательный опыт. В летнее время Виктор, наблюдая, как занимается его отец — Георгий Васильевич Мазанов, заслуженный тренер РСФСР — с футболистами, также стремился выполнять по возможности упражнения, которые делали спортсмены, что способствовало развитию его координации и приобретению определенного арсенала двигательных навыков. Даже научившись плавать, Виктор не оставил своего увлечения футболом и занятия в бассейне сочетал с занятиями футболом. Лишь в начале 1959 г. после своего первого выступления на первенстве Москвы по плаванию Виктор окончательно определил свое спортивное призвание.
В 1957 г. еще в подготовительном классе ДСШ В. Мазанов быстро освоил технику плавания способами кроль на груди и на спине. Он обратил на себя внимание быстрым продвижением при плавании с помощью одних ног. В этом упражнении он выделялся среди всех своих сверстников.
С января 1958 г. он был переведен в учебно-тренировочный класс. Если в подготовительной группе он занимался 3 раза в неделю по 45 мин. на суше и 45 мин. в воде, то теперь на занятия в зале отводилось 20—30 мин., а на тренировку в бассейне— 60 мин. Приводим примерную недельную схему занятий В. Мазанова в учебно-тренировочном классе в начале 1958 г.
1-е занятие. Основная задача: изучение и совершенствование всех способов плавания. В зале: общеразвивающая гимнастика. В бассейне: 1) 5 мин. дельфином +5 мин. с помощью ног дельфином +5 мин. дельфином; 2) то же на спине; 3) то же брассом; 4) то же кролем; 5) игры на воде с использованием элементов игры в водное поло.
2-е занятие. Основная задача: изучение и совершенствование техники основного способа плавания и способа плавания дельфин. В зале: общеразвивающая гимнастика с применением гантелей, набивных мячей и использованием гимнастической стенки. В бассейне: разминка — плавание 300 м свободно + 100 м с помощью ног +100 м в полной координации основным способом; проплывание отрезков с помощью рук кролем — 5 мин.; то же с помощью ног; проплывание отрезков по 25 м свободно и ускоренно на технику; проплывание отрезков по 25 м с помощью рук дельфином — 3 мин.; с помощью ног дельфином — 5 мин.; проплывание отрезков по 25 м на технику дельфином, свободно; изучение и совершенствование стартов.
3-е занятие. Основная задача: изучение и совершенствование основного способа плавания. В зале: общеразвивающая гимнастика, подвижные игры, эстафеты. В бассейне: разминка— 10 мин.; плавание с помощью ног— 10 мин.; проплывание отрезков по 25 м на технику со старта и с поворота свободно и ускоренно — 15 мин.; эстафеты, игры.
Утренняя гигиеническая гимнастика была обязательной для всех занимающихся, в том числе и для В. Мазанова. Предварительно упражнения утренней зарядки изучались на занятиях в зале.
Процесс тренировки на протяжении всего спортивного пути В. Мазанова проходил под тщательным наблюдением врачей.
К концу 1958 г. схема занятий в учебно-тренировочном классе изменилась и выглядела следующим образом:
1-е занятие. Основная задача: общая плавательная подготовка. В зале: общеразвивающие упражнения. В бассейне: 1) 4—8x25 м дельфином, свободно; 2) 200 м с помощью ног дельфином; 3) 200 м брассом, 200 м с помощью ног брассом; 4) 200 м на спине, 200 м с помощью ног на спине; 5) 200 м кролем, 200 м с помощью ног кролем; б) свободное плавание. Всего 1600 м.
2-е занятие. Основная задача: совершенствование гребковых движений в основном способе плавания. В зале: общеразвивающая гимнастика с набивными мячами, гантелями и с использованием гимнастической стенки. В бассейне: 1) 200 м основным способом, свободно; 2) 4X25 м с помощью ног кролем, с помощью рук дельфином; 3) 200 м с помощью ног основным способом; 4) 8X25 м с помощью рук кролем или на спине; 5) 300 м с помощью ног и 300 м с помощью ног на спине; 6) 200 м на спине, свободно; 7) 6—10 поворотов на глубоком месте. Всего 1500 м.
3-е занятие. Основная задача: изучение и совершенствование техники основного способа плавания. В зале: гимнастические упражнения для развития подвижности в суставах, подвижные игры, эстафеты. В бассейне: 1) 100 м комплексное плавание; 2) 400 м кролем, свободно; 3) 12x25 м на технику на спине, свободно; 4) 300 м с помощью ног на спине; 5) 200 м на технику на спине, свободно; 6) старты, повороты, эстафеты. Всего 1300 м.
Занятия спортом оказывали положительное влияние на физическое развитие В. Мазанова. В 11-летнем возрасте его основные антропометрические показатели были средними и выше средних (табл. 2).
Показатели | Величина | Оценка по таблицам Р. Е. Мотылянской |
Рост (см) Вес (кг) Жизненная емкость легких (см3) Сила правой кисти (кг) Сила левой кисти (кг) |
154 43,7 3400 22 20 |
Выше среднего Выше среднего Выше среднего Средняя Средняя |
С начала 1959 г. Виктор был зачислен в тренировочный класс. Теперь он посещал бассейн 6 раз в неделю, чередуя занятия плаванием с занятием водным поло. При этом три дня отводились на тренировку по плаванию, а в остальные дни он играл в водное поло. Длительность занятий в воде и в том и в другом случаях была равна 60 мин. По-прежнему перед плаванием проводилась гимнастика в зале.
В специальной тренировке большое внимание обращалось на разностороннюю плавательную подготовку, совершенствование техники основного и дополнительных способов плавания, развитие силы гребковых движений. Для этого использовались преимущественно упражнения: 4—8x50 м или 200 м различными способами плавания в полной координации и по элементам, 600—1000 м с помощью одних ног и рук, отработка поворотов, старта, разнообразные упражнения на технику. К последним, например, относилось: проплывание 200 м кролем в 1/2 силы, но следующим образом: 25 м с помощью ног; 25 м только с помощью правой руки и ног, левая рука у бедра; 25 м только с помощью левой руки и ног, правая рука у бедра; 25 м с «подменой» рук; 25 м только с помощью левой руки и ног, правая рука вытянута вверх; 25 м только с помощью правой руки и ног, левая рука вытянута вверх; 25 м с «обгоном» рук; 25 м в полной координации.
Наибольший объем тренировочной нагрузки на этом этапе за одно занятие составлял 1500—2000 м. Почти все упражнения выполнялись в свободном темпе и лишь немногие из них с ускорением или в 1/2 силы. Постепенно в течение года нагрузка возрастала, и в марте — мае 1959 г. подготовка уже проходила по следующей недельной схеме:
1-е занятие. Основная задача: повышение уровня общей физической и общей плавательной подготовки.
В зале: комплекс общеразвивающих упражнений.
В бассейне:
по нечетным неделям: 1) 300 м дельфином (6X50 м), 200 м с помощью ног дельфином; 2) 300 м брассом, 200 м с помощью ног брассом; 3) 300 м кролем, 200 м с помощью ног кролем; 4) 300 м на спине, 200 м с помощью ног на спине; 5) изучение и совершенствование техники поворотов в кроле;
по четным неделям: 1) 100 м дельфином, 100 м брассом, 100 м на спине, 100 м кролем; 2) то же с помощью ног; 3) то же с помощью рук; 4) 4x25 м в 1/2 силы дельфином + 4X25 м в 72 силы на спине +4X25 м брассом в 1/2 силы + 4X25 м кролем в 1/2 силы; 5) изучение и совершенствование стартов.
2-е занятие. Водное поло — 60 мин.
3-е занятие. Основная задача: развитие силы гребковых движений.
В зале: специальная гимнастика на силу и гибкость с гантелями.
В бассейне:
по нечетным неделям: 1) 100 м дельфином, 100 м на спине, 100 м брассом, 100 м кролем. Все упражнения проплываются в свободном темпе; 2) 1000 м с помощью ног; 3) 8X50 м с помощью рук в 1/2 силы; 4) 4X50 м с помощью ног в 1/2 силы; 5) 4X50 м ускоренно до 3/4 силы;
по четным неделям: 1) 100 м дельфином, 100 м брассом, 100 м на спине, 100 м кролем; 2) 6Х.100 м — чередуя по 50 м плавание с помощью рук и ног в 1/2 силы; 3) 6x50 м с помощью ног кролем, рук дельфином; 4) 500 м с помощью ног; 5) 200 м свободно; 6) свободное плавание.
4-е занятие. Водное поло — 60 мин.
5-е занятие. Основная задача: совершенствование техники основного способа.
В зале: общеразвивающая гимнастика с набивными мячами.
В бассейне:
по нечетным неделям: 1) 600—1000 м свободно; 2) 1000— 1200 м с помощью ног свободно; 3) 300—500 м дополнительным способом свободно; 4) свободное плавание;
по четным неделям: 1) разминка 50 м дельфином, 50 м с помощью рук основным способом (25 м левой, 25 м правой), 100 м основным способом (последние 25 м сильно), 25 м с толчка в темпе стометровой дистанции; 2) 8X25 м ускоренно на технику кролем; 3) то же на спине; 4) 800 м кролем или на спине; 5) 8X25 м ускоренно на технику (1-я неделя свободно, 2-я — в 1/2 силы, 3-я — в 3/4 силы, 4-я — свободно и т. д.).
6-е занятие. Водное поло — 60 мин.
Так же как и в 1958 г., все упражнения В. Мазанов выполнял в основном чередуя кроль с плаванием на спине. При скоростном плавании упражнения, как правило, выполнялись повторно. В максимальном темпе проплывались отрезки только по 25 м, да и то очень редко — один или два раза.
Летом 1959 г. Виктор был на Всесоюзном учебно-тренировочном сборе способной молодежи в г. Туапсе. Здесь он впервые начал тренироваться два раза в день и ежедневно занимался физической подготовкой.
На этом был закончен первый этап — этап обучения и занятий в подготовительном, учебно-тренировочном и тренировочном классах. К этому времени был завершен этап овладения техникой всех способов плавания, начального формирования и совершенствования его общего физического развития. Наиболее важная задача — увлечение спортивным плаванием — была выполнена.