Некоторые вопросы психологической подготовки пловца

Интерес к спорту, увлечение плаванием — важная сторона психологической подготовки. Это увлечение большей частью зарождается в процессе купания еще в детстве, затем появляется желание плавать красиво и быстрее других, стремление овладеть техникой спортивного плавания. По мере того как эта техника усваивается, растут спортивные результаты и интерес к спорту, к соревнованиям, к высоким спортивным достижениям. Пловец участвует в командных соревнованиях, становится членом спортивного коллектива, у него появляется привычка (стереотип) систематически тренироваться.

Интерес к спорту необходимо поддерживать. Немалую роль в этом играют сознание его полезности и то общественное внимание и уважение, которыми окружены спорт и спортсмены в нашей стране. Важным стимулом, поддерживающим интерес к спорту, является задача, четко поставленная перед спортсменом в тренировке и соревнованиях,— достигнуть определенного высокого спортивного уровня.

Молодежи свойственно стремление к соревнованию, к борьбе, желание отличиться. Участие в соревнованиях приводит к пониманию важности систематической тренировки. Это стремление к борьбе и к победе надо поддерживать и развивать, раскрывая перед спортсменом реальные перспективы того, чего он может добиться путем настойчивой тренировки. Полезно показать пловцам динамику роста результатов выдающихся спортсменов, ознакомить с трудностями, которые те испытывали на первых шагах своего спортивного пути. Полезно найти такие примеры, которые можно сравнить с биографией данного пловца.

Большое значение имеют удовлетворение, которое получает пловец в процессе занятий, эмоциональность тренировки. В соревнованиях спортсмен может выступить только в том случае, если он достаточно подготовлен к ним, иначе соревнования не только не будут помогать воспитанию воли, но, наоборот, убьют всякий интерес и инициативу. Интерес поддерживается ростом спортивных результатов и желанием улучшить их.

Заслуживают внимания отдельные практические приемы, применяемые тренерами для обеспечения различных сторон волевой подготовки пловца.

Так, для воспитания у пловцов решительности и уверенности в своих силах тренер раскрывает перед ними слабые стороны подготовки противников, внушает ученикам, чтобы они держались перед стартом уверенно.

Тренеры заставляют пловцов на тренировках несколько раз проплывать основную дистанцию. В результате пловцы хорошо изучают свою дистанцию, знают свой результат и уверенно выходят на старт. Положительно влияет также разбор прохождения дистанции после прикидки и соревнований по отрезкам. Когда пловец видит, где кроется возможность улучшить результат, он с охотой и уверенностью выходит снова на старт.

Некоторые тренеры решают эту задачу с помощью сравнения техники и результатов, показанных пловцом в разное время. Они стараются убедить спортсмена в том, что он может уверенно бороться с соперниками, если, конечно, он действительно к этому подготовлен. Внушают пловцу, что, если ему тяжело на дистанции, то и другим не легче, но они плывут. Выигрывает тот, кто более настойчиво, более решительно борется за победу. Многие пловцы справедливо считают, что вера в тренера, в правильность пути, по которому идет тренировка, придает им смелость и решительность, побуждает к спортивной борьбе.

Залогом уверенности пловца в своих силах, его решительности и проявления волевых качеств является хорошая тренированность, спортивная форма, достигнутая в результате систематической, последовательной тренировки. Бессистемная, эпизодическая тренировка не обеспечивает не только физической и технической, но и психологической подготовки пловца к соревнованиям.

Воспитание решительности спортсмена тесно связано с воспитанием чувства ответственности за успех своего выступления в соревнованиях. Наши соревнования, как правило, лично-командные, поэтому ответственность за выступление — это прежде всего ответственность перед командой, коллективом, тренером, перед самим собой. Эта ответственность воспитывается при помощи крепкого спортивного коллектива, объединенного четкой организацией и общими целями.

Влияние коллектива, его сплоченности, боевой настроенности на воспитание пловца огромно. На создание такого коллектива пловцов и должны быть направлены усилия тренеров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12