Некоторые вопросы психологической подготовки пловца

Какими же методами пользуются тренеры в воспитании воли своих учеников?

Это прежде всего убеждение, осуществляемое в форме индивидуальной или групповой беседы.

Лучшие наши тренеры нередко беседуют со своими учениками до тренировки, или же по пути домой после нее  или в другое время. Начинают беседу со второстепенных вопросов — о самочувствии, настроении, а затем переходят к вопросам тренировки или психологической подготовки к соревнованию, оценивают возможности самого пловца, его спортивных противников, обсуждают тактический план соревнования. Важен дружеский характер беседы, чтобы пловец чувствовал доброжелательность со стороны тренера.

Групповая беседа с командой перед соревнованием также положительно действует на мобилизацию воли пловцов, при условии, если она проведена умело и тактично. Здесь полезно сказать о значении данного соревнования, сравнить силы своей команды и команд-соперниц, поставить конкретную задачу перед каждым пловцом, например выиграть у таких-то соперников, показать такой-то результат. Надо объяснить расстановку пловцов по дистанциям, показать, насколько от успеха каждого будет зависеть общий успех команды. Следует рассказать пловцам об организации тренировок перед соревнованием и в день соревнования, об обеспечении команды питанием, жильем, транспортом, позаботиться о том, чтобы все было осуществлено своевременно и удобно для участников. Забота об удобствах ко многому обязывает участников соревнований, мобилизует их.

Не рекомендуется оперировать формулировками: «Вы должны», «Вы обязаны» и тем более угрозами. Это не стимулирует, а только раздражает. Каждому пловцу понятно, что он готовился к соревнованию, чтобы хорошо в нем выступить. Кто плохо готовится, тех надо исключать из команды до соревнования.

В процессе подготовки пловца тренеры прибегают к методу одобрения или осуждения его поступков. В случаях проявления в тренировке и на соревнованиях спортсменом настойчивости, решительности тренер поддерживает, одобряет его, когда же пловец обнаруживает малодушие, слабость, тренер может не только разъяснить причины этой слабости, но и осудить ее.

Как одобрять, так и осуждать поступки, поведение пловца можно либо с глазу на глаз, что чаще всего в практике тренировки и происходит, либо в присутствии других пловцов или тренеров, либо перед строем группы, команды. В отдельных случаях вопрос может быть вынесен на обсуждение коллектива — бюро секции, общее собрание секции, команды и т. д.

Воздействие этого метода тем сильнее, чем глубже сумеет проанализировать тренер проступок пловца, чем лучше он поймет психическое состояние спортсмена, побудившее его совершить тот или иной проступок, чем выше авторитет тренера.

Большое значение в воспитании воли пловца имеет пример самого тренера. Волевой, энергичный и требовательный тренер скорее достигнет результата, чем флегматичный, безвольный человек.

Самовоспитание воли особенно важно в том случае, когда мы занимаемся подготовкой взрослых спортсменов. Задача тренера — разъяснять спортсмену необходимость укреплять свою волю, побудить его самостоятельно работать над воспитанием характера. Движущим мотивом здесь является достижение высокого спортивного мастерства, высоких спортивных результатов, совершенствование своего характера, волевых качеств, которые нужны каждому советскому человеку не только в спорте, но и в жизни, в работе.

Есть немало примеров среди пловцов и спортсменов других специальностей, когда волевые положительные качества спортсмена в полной мере проявляются во всех его делах. Достаточно упомянуть известных советских пловцов К. И. Алешину, В. Ф. Китаева, Л. К. Мешкова, Н. М. Крюкова, В. И. Минашкина, Л. П. Макаренко, В. Ф. Борисенко, В. Коноплева и др., которые окончили институт физической культуры и отлично работают. Успешно учатся в средних и высших учебных заведениях почти все пловцы сборной команды СССР. Некоторые, например В. Березин, уже закончили институт и стали инженерами.

Тренер обязан заботиться, чтобы тренировки и соревнования не мешали учению, постоянно (а не только по окончании четверти  или семестра) интересоваться учебными успехами пловцов, поддерживать живую связь со школой и родителями, не оставлять без внимания малейшее отставание в учебе, систематически внушать своим воспитанникам, что главное и основное для них — это учение или работа.

Успешное Сочетание учебы, труда и тренировок — необходим мое условие воспитания спортсмена и успеха в спорте.

Пусть каждый тренер относится к своим воспитанникам так же, как он относится к своему собственному ребенку: все время тревожится о его здоровье, успехах в труде, учении и, конечно, в спорте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12