Некоторые вопросы психологической подготовки пловца

Немаловажное значение имеет психологическая настройка самого спортсмена перед стартом. Здесь многое зависит от индивидуальных особенностей пловца, типа его нервной деятельности. Однако в подавляющем большинстве случаев пловцы перед стартом бывают перевозбуждены, чрезмерно волнуются. Снять это возбуждение можно разными способами. Прежде всего этому служит разминка в воде за 10—15 мин. до старта или на суше, если нет возможности размяться в воде. После разминки нужно тепло одеться, затем полезно вслушаться в характер команды стартера, представить себе мысленно, как под эту команду брать старт. Не следует пассивно ждать вызова на старт развалясь в кресле или шезлонге. Лучше за 5—б мин. до старта выполнять легкие гимнастические упражнения, семенящий бег, как это, например, делает Г. Прокопенко. А чемпион олимпийских игр Д. Шолландер до самого свистка стартера, призывающего пловцов на стартовую тумбочку, выполняет различные легкие движения руками, ногами, туловищем, готовя себя, таким образом, не только физиологически к предстоящей работе на дистанции, но и психологически, поддерживая свою активность на более высоком уровне. Перед стартом он глубоко дышит (гипервентиляция).

Чтобы избежать чрезмерного возбуждения пловца перед стартом, полезно переключить его внимание на решение конкретных практических задач. Так, можно указать ему, чтобы на дистанции он следил за правильной техникой движений, например за выполнением мощного гребка руками в кроле, не повторял ошибок, от которых уже удалось избавиться на тренировке. Если пловец переключается на эти частные конкретные задачи, то обычно он более свободно проплывает дистанцию и показывает лучший результат.

Желательно, чтобы пловцы, в особенности те, кто чрезмерно волнуется на дистанции, и их тренеры проверили этот прием переключения внимания на выполнение конкретной задачи. Вероятно, во многих случаях он может дать положительный эффект.

Таким образом, специальная психологическая подготовка пловца в соревновательном периоде направлена на то, чтобы настроить свою психику на успешное выступление в предстоящем состязании.

Основная задача переходного периода — активный отдых пловца, прежде всего отдых его центральной нервной системы, от высоких психических напряжений, испытываемых в условиях современной напряженной тренировки и соревнований. Отсюда вытекает и необходимость подбирать соответствующие средства. Это прежде всего туризм — водный, пеший и при соответствующих климатических условиях лыжный, различные игры — волейбол, баскетбол, бадминтон, теннис, купание и свободное плавание, рыбная ловля, охота, чтение художественной литературы, посещение концертов, театров, выставок, занятия любимым делом, для которого недостает времени в другие периоды тренировки (фотографирование, вышивание, вязание и т. п.).

Некоторые тренеры считают, что для более быстрого достижения вершин спортивного мастерства тренировку следует вести непрерывно весь год без переходного периода. Однако такая тренировка на износ, как правильно указывает Л. П. Матвеев, в конечном итоге не дает положительного результата *.

Методика психологической подготовки пловца базируется на общепедагогических дидактических принципах. Особенное внимание следует обратить на индивидуальный подход к каждому спортсмену. Наиболее распространенные методы психологической подготовки — убеждение, пример, упражнение, моделирование условий соревнований, идеомоторная тренировка, внушение, самовнушение, самоободрение, самоприказ, последующий анализ выступления пловца в соревнованиях. Методы психологической подготовки следует применять не изолированно, а в различных сочетаниях.

* Матвеев Л. П. Проблемы периодизации спортивной тренировки. ФиС, 1964.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12