Некоторые вопросы психологической подготовки пловца

Воспитание воли спортсмена — одна из центральных задач его психологической подготовки.

Что же такое воля? Академик К. Н. Корнилов определяет волю, как «способность и умение человека сознательно направлять свою деятельность в соответствии с определенными целями, принципами и задачами, способность преодолевать препятствия на пути к достижению поставленных целей»**.

Воля спортсмена характеризуется определенными качествами, направляющими его волевые действия: целеустремленностью, принципиальностью, решительностью, смелостью, настойчивостью, самообладанием, инициативностью ***.

В основе воспитания воли лежит идейно-политическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине, чувства коллективизма, трудолюбия, сознания общественного долга и ответственности перед коллективом, чувства дружбы и товарищества.

Большое значение имеют высокие мотивы деятельности спортсмена — патриотическое стремление защитить спортивную честь Родины на международных соревнованиях, прославить Отчизну высокими спортивными результатами; добиться победы своего коллектива, агитировать за широкое развитие физической культуры и спорта в нашей стране, как средства укрепления силы народа. Только высокие мотивы могут привести к высоким и устойчивым спортивным результатам.

Поэтому в первую очередь надо заботиться об умственном и политическом воспитании пловца. Тренер обязан беседовать со своим учеником на политические темы, интересоваться, как он повышает свой идейно-теоретический уровень в учебном заведении, в сети политического просвещения, читает ли газеты.

Тренеру приходится заботиться о том, чтобы его воспитанники работали или учились, и учились хорошо. Когда спортсмен занят полезным делом, то это создает у него чувства уверенности в своих силах, уверенности в завтрашнем дне, создает благоприятный психологический фон для успешной тренировки и подготовки к соревнованиям.

Воля человека, как и другие стороны характера, не есть что-то постоянное, застывшее. Она укрепляется, если в этом направлении работать, или ослабевает, если спортсмен перестает закалять свою волю.

Положительным примером может являться заслуженный мастер спорта, призер XVIII Олимпийских игр, рекордсмен мира и чемпион Европы Георгий Прокопенко. Когда он начал выступать в большом спорте, волевая и психологическая подготовка его была далеко не на высоте. Из-за этого на XVII Олимпийских играх в Риме, имея реальную возможность быть в числе призеров на дистанции 200 м брассом, Прокопенко не попал даже в финал. Но в дальнейшем путем систематической тренировки, вдумчивой работы над собой он закалял свои волевые качества и достиг великолепных спортивных результатов.

** Корнилов К. Н. Воля и ее воспитание. Издательство «Знание».
*** Пуни А. Ц. Воспитание воли спортсмена, ФиС, 1958.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12