Некоторые вопросы психологической подготовки пловца
Современная тренировка пловца характеризуется значительными физиологическими нагрузками, о которых 10—15 лет назад и не думали как у нас, так и за рубежом (см. статьи о тренировке Г. Прозуменщиковой, В. Кузьмина, В. Мазанова). Естественно, что такая напряженная тренировка требует от пловца силы воли и еще больше укрепляет ее.
Следует сказать, что разнообразная программа тренировки в большей степени содействует воспитанию инициативы и активности, чем однообразная тренировка.
Основным средством воспитания воли у пловцов являются правильно организованный процесс тренировки и соревнований и сами физические упражнения.
Процесс тренировки и соревнований положительно воздействует на волевую подготовку пловца лишь в том случае, когда он отвечает требованиям дидактики — сознательности, активности, систематичности, доступности, наглядности, постепенности.
Сознательность тренировки — существенное условие воспитания воли пловца. Чем глубже он разбирается в вопросах методики тренировки, техники плавания, тактики соревнований, процессах, которые протекают в организме при занятиях плаванием, тем легче и правильнее может намечать себе реальные цели и пути к достижению этих целей.
Среди пловцов-спортсменов много молодежи, не обладающей необходимыми знаниями и опытом. Поэтому особенно важно разъяснять им сущность тренировки, современную методику тренировки, рекомендовать соответствующую литературу по тренировке пловца, технике плавания и т. д.
На эту сторону подготовки пловцов обращается недостаточно внимания — теоретических знаний по тренировке в систематизированном виде они получают мало. Знания у них накапливаются отрывочно, постепенно. Зачастую, пока пловец овладеет теорией тренировки, он достигает того возраста, когда применять эти знания в собственной тренировке уже поздно.
В спортивных секциях и шкотах плавания необходимо читать систематизированный курс техники плавания и методики тренировки. Знания ученика в области теории тренировки — надежный союзник тренера в воспитании спортсмена и в достижении им вершин спортивного мастерства.
Воля воспитывается путем преодоления постепенно нарастающих трудностей. Здесь важно вспомнить высказывание В. И. Ленина о воспитании воли, приведенное в воспоминаниях А. Магарама. На вопрос автора воспоминаний, каким образом приобрести силу воли, В. И. Ленин ответил: «Сознательно заниматься культурой своей воли, ежедневными и постепенными усилиями, точно так же, как занимаются гимнастикой на трапециях, переходя от простых к сложным упражнениям» *.
Поставленные перед пловцом непосильные задачи, например показать чрезмерно высокий результат, угнетают его, вызывают тормозные процессы, порождают пассивность. Нередко это ведет к снижению даже тех результатов, которых пловец уже достиг. Причем особенно страдают при непосильных заданиях наиболее дисциплинированные пловцы, с развитым чувством ответственности. Задания могут быть трудные, постепенно возрастающие по трудности, но доступные, в реальность которых, что очень важно, верил бы сам пловец.