Некоторые вопросы психологической подготовки пловца

Процесс воспитания воли спортсмена не происходит стихийно, сам собой. Его надо организовать. При этом надо помнить, что ошибки в планировании контрольных результатов соревнований пагубно влияют на воспитание воли.

Процесс тренировки органически связан с воспитанием воли спортсмена. Хорошая физическая, техническая, тактическая и психическая подготовка создает возможности для проявления в борьбе на соревновании волевых качеств; настойчивости, решительности, самообладания, инициативности. Проявление положительных волевых качеств в значительной степени зависит от уровня тренированности пловца. Чем лучше он подготовлен, чем лучшей спортивной формы он достиг, тем более успешно он может проявить свои волевые качества, тем смелее, увереннее и настойчивее он борется в соревновании за победу.

Целеустремленность тренировочного процесса мобилизует пловца на решение поставленной задачи. Сильнейшие советские пловцы на последнем этапе тренировки или на контрольных соревнованиях проплывают основную дистанцию, мобилизуя свое внимание и волю на преодоление той дистанции, на которой они намерены выступать в ближайших ответственных соревнованиях. Иногда спортсмены не решаются проплывать на тренировках основную дистанцию, ограничиваясь преимущественно отрезками ее. Вряд ли это содействует мобилизации воли пловца на преодоление основной дистанции своим основным способом с наилучшим спортивным результатом *.

В практику спортивной подготовки пловцов все чаще входит групповая тренировка. Она создает особенно благоприятные условия для психологической и волевой подготовки спортсменов. Тренировка в группе более интересна и увлекательна, протекает более оживленно, меньше утомляет: наблюдая друг друга, пловцы заимствуют лучшее у товарищей как в спортивной технике, так и в системе тренировки; при групповой тренировке может шире применяться соревновательный метод, закаляющий характер пловцов. Групповая тренировка  при правильном ее применении укрепляет спортивный коллектив, создает внутри него тесные дружеские связи, способствует воспитанию воли пловцов.

Следует шире применять групповую тренировку пловцов, приближая ее к условиям соревнований (общие старты, гандикапы, плавание с лидером, старт по выстрелу, соблюдение всех правил старта, прохождения дистанции, поворотов) и приглашая на нее зрителей.

Пловцы должны привыкнуть к обстановке соревнований, тогда она не будет вызывать тормозных процессов в коре головного мозга, не будет сковывать движения, расстраивать технику, налаженную в процессе тренировки.

С этой точки зрения, полезно часто стартовать на соревнованиях, но не обязательно на каждом из них показывать свой лучший результат. Отдельные, особенно не решающие, соревнования можно использовать для проверки различных моментов подготовки — техники плавания, старта, поворотов, раскладки скорости на дистанции и т. д. Надо приучить пловцов к мысли, что соревнования — одна из форм тренировки.

Во время тренировки надо по возможности плавать в различных бассейнах и тем более на разных дорожках. Вредно, если пловец на протяжении многих месяцев тренировки плавает по одной и той же дорожке. Попав на соревнованиях в другой бассейн, на другую дорожку, в непривычные условия, он будет чувствовать себя «не в своей тарелке», появится заторможенность и он вряд ли покажет свой лучший результат. Поэтому выезд спортсменов на соревнования заранее, за несколько дней, не является прихотью, а имеет серьезные основания.

Бассейны различаются между собой длиной и шириной дорожек, освещением, разметкой дистанции, конструкцией поворотной стенки (шероховатая или скользкая), температурой воды, акустикой (сила звука выстрела), высотой стартовой тумбочки, расположением душевых, комнат отдыха и т. п.

* Сказанное относится преимущественно к плаванию на короткие и средние дистанции.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12