Обучение игре

Необходимо различать занятия физической культурой и часы тренировки в регби. Они отличаются и по организации и по своему содержанию. Учитывая многообразие аспектов игры и соизмеряя объем изучаемого материала с продолжительностью обучения, считаем важным уделять как можно больше времени овладению техническими средствами.

На тренировочных занятиях в мини-регби объем нагрузок должен постепенно увеличиваться, переходы от нагрузок к отдыху, наоборот, чередуются. Надо иметь в виду, что ученики находятся в стадии роста, поэтому сверхусилия или неправильное распределение сил отрицательным образом скажется на их развитии.

Рекомендуется в начале каждого занятия учитывать настроение детей. Если у них боевое настроение и есть желание играть, занятие должно проходить нормально по своей длительности и отдаче сил. В противном случае надо ввести большее число эмоциональных упражнений, которые поднимут настроение ребят (игры, соревнования и т. п.). В то же время нельзя забывать, что именно среднему школьному возрасту присуща основная черта детей — желание двигаться. По этим соображениям желательно, чтобы каждое занятие заканчивалось динамичной игрой продолжительностью около 20 мин. независимо от числа участников.

По мере того как подготовленность учеников будет расти, а знания соответственно возрасту будут накапливаться, занятия должны приобретать все более организованный характер. На этом этапе используемые методы усложняются, в большой степени приближаясь к игре регби-15. Вводятся упражнения с присущим им тактическим содержанием и постепенным возрастанием степени сложности. Помимо этого, в целях эффективного изучения мини-регби мы считаем важным соблюдение и других требований методического порядка.

Их можно сгруппировать следующим образом:
1. Разъяснение молодым игрокам тактических основ игры. На начальном этапе обучения ученики еще не обладают ни соответствующей техникой, ни знанием элементарных понятий игры. Этим объясняется неорганизованность их индивидуальных действий и толкотня около мяча. Естественно, этого можно избежать, если усвоить и применить простую схему игры.

После каждого этапа обучения, когда игроки уже свыклись с техникой и основными принципами игры, наряду с изучением технических элементов они должны усваивать понятия тактического порядка. В связи с этим преподаватели должны четко представлять себе роль и задачи игроков по группам и местам, а также зоны действия игроков в атаке и в защите.

Улучшение тактических действий игроков осуществляется с помощью подбора соответствующих упражнений. В основном эти упражнения сводятся к школьным играм, которые можно легко остановить, чтобы объяснить ошибку.

В школьных играх преследуется цель научить игроков:
соблюдать зоны действия;
выполнять задачи как в атаке, так и в обороне;
осуществлять связь между различными группами;
быстро переходить от атаки к защите, и наоборот.

На этой стадии обучения часто наблюдается некоторое однообразие действий, объясняемое боязнью ошибиться и желанием точно соблюдать распределенные зоны. Но это состояние с практикой постепенно проходит. В то же время надо избегать сковывания игроков тогда, когда они хотят продемонстрировать свою индивидуальность, особенно если действия предприняты в интересах команды.

Во время игры обязательно присутствие преподавателя, так как указания, данные в той или иной ситуации, помогут устранению ошибок. Остановка игры допустима только тогда, когда нужно дать определенные рекомендации общего характера или повторить какую-либо схему. Слишком частые остановки игры приводят не только к падению ритма игры, но и к понижению интереса у игроков.

2. Соблюдение правил игры. Нормы, устанавливаемые для деятельности команды в целом и каждого игрока в отдельности в соответствии с тактической концепцией игры, могут быть изложены следующим образом:
Для всей команды:
а)       игра ведется путем передачи мяча до линии трехчетвертных; необходимо избегать усложнений типа «ложных пасов» или бесполезного изменения направления бега, что срывает тактический замысел и очень часто приводит к срыву атаки;
б)       принимая во внимание, что регби исключительно коллективная игра и в ней противопоказаны индивидуальные рискованные действия, каждый игрок должен стремиться к созданию оптимальных условий для своих партнеров;
в)       запрещаются резкие замечания в адрес игрока, который ошибся;
г)       внимание должно быть сосредоточено исключительно на игре (не надо обращать внимания на дискуссии, ведущиеся на краю поля).

Для атакующей команды:
а)       интенсивный ритм игры создается путем постоянной передачи мяча, а не передвижением с мячом в руках;
б)       передача мяча должна осуществляться по направлению к партнеру, которого не опекает соперник;
в)       после передачи мяча надо поддержать атаку;
г)       помощь атакующим трехчетвертным должна осуществляться подключением «замка» (стягивающего) или полузащитника схватки;
д)       противопоказано применение одной и той же схемы атаки, что может облегчить действия защитников.

Для команды в защите:
а)       постоянное преследование непосредственного соперника;
б)       в случае, если перед защитником находятся два нападающих, нужно захватывать игрока, владеющего мячом;
в)       надо так направлять бег нападающего соперника, чтобы у него не было возможности выбора действий;
г)       в случае, если защитник обойден, он должен отступить, чтобы вновь принять участие в обороне;
д)       необходимо постоянно следить за подстраховкой первой линии защиты.