Примерный план построения занятий

Занятие 1
Задачи — обучение бегу с мячом; разучивание передачи с места.
Период — подготовительный.
Инвентарь — 5 мячей.
Состав группы — 20 человек.
Продолжительность — 75 мин.
Первая часть — 15 мин.

Построение, ознакомление с задачами; равномерная ходьба (30 м), легкий бег (50 м), равномерная ходьба (50 м); бег на месте с энергичным движением ног и рук — по сигналу преподавателя; легкий равномерный бег (40 м), заканчивающийся упражнениями на дыхание и расслабление; выпады на ходу (8 раз на каждой ноге); встряхивание рук и ног для расслабления; бег с имитацией передачи мяча.

Вторая часть — 30 мин.

Упражнение 1 —эстафета регбистов.

Упражнение 2—преодоление дистанции командами (рис. 90).


Упражнение 3 — передача с места, бег с мячом (рис. 91).

Игрок 1 передает мяч на место № 1, затем располагается в конце колонны. Игрок 2 бежит до места, где находился сначала игрок 1, и выполняет передачу с места игроку 3 и т. д.

Упражнение 4 —передача с места в линии (рис. 92).

Упражнение 5 — передача с места или в беге, сопровождаемая страховкой линии (рис. 93).


Упражнение 6 — «Кто коснется мяча». Выполняется с одним игроком в круге и с одним игроком в круге и одним вне круга.

Игра — 25 мин., 5x5, с постановкой задач и уточнением правил. Выполняются только передачи (игрок, владеющий мячом, задерживается только руками), а игра возобновляется путем передачи мяча захваченным игроком.

Третья часть — 5 мин.

Упражнения на расслабление и дыхательные упражнения.

Выводы, замечания, указания, в связи с подготовкой к следующим занятиям.

Занятие 2
Задачи — передача в беге; боковой захват.
Период — подготовительный.
Инвентарь — 5 мячей.
Состав группы — 20 человек.
Продолжительность — 75 мин.
Первая часть —15 мин.

Построение, ознакомление с задачами; равномерная ходьба с ускорением (50 м), переход на легкий бег, затем быстрая ходьба (100 м); ходьба с упражнениями на дыхание; бег с поворотом туловища по сигналу, завершаемый упражнениями на дыхание; вращение рук вперед и назад; маятниковое движение рук перед туловищем одновременно с поворотом туловища  (на ходу); бег с кувырками по сигналу преподавателя; передачи с места, по группам 4—5 игроков.

Вторая часть
Упражнение 1 — построение игроков в колонны А, Б, В и Г (рис. 94).


Игрок 1 из колонны А бежит и получает мяч от игрока из колонны В, который выполняет передачу с места выпадом. Затем он пасует мяч партнеру и, обойдя колонну В, занимает место в конце колонны Б.

Одновременно упражнение выполняется и первым игроком колонны Б.

Упражнение 2 — передача в круге (рис. 95).



Упражнение 3 — прием мяча от партнера и обратная передача (рис. 96).

Упражнение 4 — игрок 1 бежит с мячом до пункта А, откуда передает мяч игроку 3 (рис. 97).

После этого он продолжает бег как показано на рисунке, принимает мяч от игрока 2 и кладет его на стартовую линию. Затем игрок 2 направляется к стартовой линии, а игрок 1 располагается в конце колонны.

Упражнение можно выполнять на скорость с фиксацией времени каждой команды по секундомеру.

Упражнение 5 — «ныряние» в яму с песком.

Упражнение 6 — игроки разбиваются на пары, затем сзади поочередно обхватывают руками партнера на уровне таза.

Упражнение 7 — выполняется то же упражнение, сначала на ходу, затем в беге.

Игра 5X5.

Третья часть — 5 мин.

Упражнения на расслабление и на дыхание.

Выводы, замечания и указания в связи с подготовкой к следующим занятиям.

Занятие 3
Задачи — изучение передачи в контакте с соперником; отыгрыш мяча из схватки и атака около схватки.

Период — соревновательный.
Инвентарь — 4 или 5 мячей.
Состав группы — 15 человек.
Продолжительность — 75 мин.
Первая часть — 15 мин.

Равномерная ходьба и бег; повороты туловища направо и налево; имитация передачи мяча в движении; бег двумя рядами, близко расположенными друг от друга (плечом к плечу), причем игроки толкают друг друга и одновременно оказывают сопротивление; эстафета по группам в 3 игрока, с бегом на одной ноге (рис.98).


Вторая часть
Передача мяча по группам в 3 игрока (рис. 99).


Упражнение 1—одна группа игроков (защитники) располагаются по диагонали, а другая (нападающие) — в ряд по одному (рис. 100).


Приблизившись к защитнику 1 справа, нападающий 1 осуществляет пируэт, поворачиваясь бедром к сопернику и передавая мяч партнеру, который выполнит то же действие, и т. д.

Методические указания. Надо следить, чтобы контакт игроков осуществлялся на уровне бедра, с вытянутыми руками для того, чтобы избежать захвата.

Упражнение 2— защитники образуют «треугольник», а нападающие располагаются в ряд по одному (рис. 101).


Игрок 1 нападения бежит справа от защитника 1, затем передает мяч партнеру, находящемуся ближе всех, и т. д. Цель — захват защитников и создание свободного пространства для нападающего.

Упражнение 3 — выполнение взаимного отталкивания по группам в 3 игрока (рис. 102).


Упражнение 4 — образование схватки с акцентом на соответствующем расположении игроков и позиции ног для формирования желаемого коридора.

Упражнение 5 — атака «замка» около схватки и использование «полуоборота» в контакте с соперником (рис. 103).


Упражнение 6 — ложная атака полузащитника схватки с открытой стороны и уход «замка» с закрытой стороны (рис. 104).

Игра с организацией схватки. Преподаватель руководит игрой двух команд и принимает решение организовать схватку с левой стороны площадки, хотя в данный момент она должна была бы быть справа.

Занятие 4
Задача — общая физическая подготовка.
Период — подготовительный.
Состав группы — 20 человек.
Продолжительность — 1 час.
Место — зал.

Первая часть
Упражнение 1 — спортивная ходьба с выполнением упражнений на дыхание и переходом на легкий бег.

Упражнение 2 — ходьба с поворотом головы и рук.

Упражнение 3 —бег с высоким подниманием бедра.

Упражнение 4 — бег парами. Группа располагается в линию двумя рядами, передний игрок держит вытянутую ногу игрока сзади, который находится в той же позиции по отношению к игроку перед ним (рис. 105). По сигналу преподавателя пары двигаются в заданном направлении. Выигрывает команда, которая первой достигает заданной точки.

Упражнение 5 — эстафета. Выполняется двумя командами (рис. 106).


По сигналу пары бегут направо к мату, где останавливаются и приседают, выполняют кувырок вперед, возвращаются в положение приседания, «ныряют» и достигают позиции опорой на руках. В этот момент осуществляются перебежки игроков.

Упражнение 6—передача набивного мяча весом 1 кг на бегу партнеру на расстоянии 5 м.

Упражнение 7 — эстафета с набивным мячом на гимнастической скамейке. Упражнение выполняется двумя командами. По сигналу преподавателя первые игроки обеих команд бегут с набивным мячом весом 3 кг до гимнастической скамейки, затем становятся на колени, толкая мяч до противоположного конца скамейки. На обратном пути (также бегом) игроки несут мяч и передают его партнерам по команде.

Вторая часть
Игра с передачей набивного мяча только назад в рамках одной команды из 5 игроков. Через 3 мин. после начала игры по свистку преподавателя игрок, владеющий мячом, кладет его на площадку, а команды уступают место на площадке для следующих двух команд.

Третья часть
Легкий бег, ходьба с упражнениями на дыхание.

Замечания, сообщения о следующих занятиях.

Занятие 5
Задачи — захват; контратака.
Период — соревновательный.
Инвентарь — 4 мяча.
Состав группы — 15 человек.
Продолжительность — 75 мин.
Первая часть — 25 мин.

Упражнение 1 — ритмичная ходьба или легкий бег (100 м), ходьба с поворотом рук, головы, поворотом туловища (100 м).

Упражнение 2 — различный бег (семенящий, бег с забрасыванием голени).

Упражнение 3 — ходьба с кувырканием вперед.

Упражнение 4 — легкий бег.

Упражнение 5 — борьба за мяч в круге. Занимающиеся делятся на две команды с равным числом участников. Участники одной команды рисуют произвольно круги на земле, но с соблюдением дистанции между ними 2—3 м, и становятся в круги. Игроки другой команды располагаются в интервале между кругами. Игроки команды, расположенные внутри кругов, выполняют передачи с места одним или несколькими мячами, в то время как игроки, находящиеся вне круга, стремятся их перехватить, не заходя внутрь круга. Когда один из мячей перехвачен, команды меняются ролями.

Вторая часть Упражнение 1 — ученики, разделенные на две группы по три игрока, осуществляют нормальные передачи мяча.

Упражнение 2 — то же в группах по 5 игроков с изменением мест путем выполнения передачи «в крест» (рис. 107).


Упражнение 3 — игра «Зайцы и охотники».

Методические указания. На твердых площадках «зайцы» останавливаются ловлей за руки.

Упражнение 4 — игроки делятся на две колонны. По сигналу преподавателя два игрока из одной колонны бегут в заданном направлении. Задача игроков другой колонны — захватить бегущих.

Упражнение 5 — контратака после оставления мяча блокированным игроком (рис. 108).


Тематическая игра. Проводится двумя командами без схватки. Каждое нарушение правил наказывается отбором мяча командой, которая не ошиблась, без специального введения мяча в игру.

Третья часть
Легкий бег, ходьба с упражнениями на дыхание.

Различные сообщения и указания.