Горные лыжи

Лыжи для скоростного спуска несколько длиннее слаломных — примерно на 10 см. Во время спуска по крутой трассе скорость достигает ста и более километров в час. Поэтому конструкция таких лыж несколько отличается от слаломных. Мягкий носок смягчает удары, возникающие при наезде на бугры. В то же время лыжа для скоростного спуска должна быть достаточно массивной, чтобы избежать вибрации, которая может появиться при большой скорости. Разница между шириной носка, грузовой площадкой и задником не так значительна, как в слаломных лыжах; эти качества лыж помогают лучше управлять ими во время спуска. Ширина носка — 9— 9,5 см, грузовой площадки— 7,8—8,0 см, пятки — 8— 8,5 см. Окантовка лыж для скоростного спуска почти целиком закрывается пластмассой. Остается незакрытой лишь полоска металла шириной 2—2,5 мм. В остальном конструкция таких лыж подобна слаломным.

В последнее время выпускают комбинированные горные лыжи, которые предназначены для прохождения трассы слалома-гиганта, представляющего сочетание скоростного спуска и слалома. Здесь лыжнику приходится проходить на достаточно высокой скорости несколько меньшее, чем в слаломе, но значительно большее, чем в спуске, количество ворот.

Если вам попадутся горные лыжи с окантовкой на пластмассе, но без надписи «Слалом», «Спуск», «Комбинация», знайте, что это туристские горные лыжи, предназначенные для любителей катания с гор, которым не требуется проходить ледовые трассы со скоростью мотоцикла. В соответствии с этим они более эластичны, легче вводятся в поворот. Во всем остальном они мало отличаются от спортивных горных лыж.

Деревянные горные лыжи сейчас делают только клееными. Для этой цели используется древесина ясеня и гикори. Все деревянные лыжи хорошего качества имеют нижнюю и верхнюю пластину из гикори, а вся лыжа оказывается как бы заключенной в футляр из пластмассы, которая обеспечивает скольжение и предохраняет от воздействия воды.

Широкое развитие горнолыжного спорта привело к появлению металлических и пластмассовых лыж. Конструкции их самые различные.

Металлические лыжи изготовляются с деревянным клином, а верхние и нижние металлические пластины приклеиваются к нему точно так же, как и в деревянных лыжах. Выпускаются также цельнометаллические пустотелые лыжи. И в том и в другом случае используются различные алюминиевые сплавы. Пластмассовые лыжи изготовляются из стекловолокна и синтетических смол.

Наиболее распространены лыжи комбинированной конструкции — дерево-пластмассовые — слой стеклопластика толщиной 1—2 мм наклеивается сверху и снизу лыжи.

Скользящая поверхность горных лыж любой конструкции покрывается пластмассой и имеет стальные канты. Металлические лыжи лучше сопротивляются скручиванию, чем деревянные, «живее» реагируют на усилия лыжника. Большим недостатком металлических лыж является их склонность к вибрации.

Лыжи из стеклопластика почти не подвержены вибрации — пластмасса обладает большим внутренним трением, т. е. хорошо «гасит» колебания, сообщенные ей извне.

Однако дерево, как говорится, не ушло со сцены. Хорошо сделанные деревянные горные лыжи не уступают лыжам, изготовленным из металла или пластмассы, но они менее долговечны по своим упругим свойствам.

Поиски конструкций и новых материалов для горных лыж продолжаются — мечтой горнолыжника остаются лыжи, которые одинаково хорошо ведут себя в рыхлом снегу и на ледовом склоне.

Для скоростного спуска в настоящее время применяются, как правило, металлические лыжи, так как они хорошо набирают скорость. Для слалома используют деревянные лыжи, часто пустотелые (для облегчения веса), с наклеенным вверху и внизу слоем стеклопластика. Это придает лыжам упругость, помогающую легче проходить крутые повороты сложной трассы. Любители горнолыжного спорта, не участвующие в соревнованиях, используют оба типа лыж в соответствии со своими склонностями.