Спад и выкат

Спад и выкат — места резких перегибов склона — требуют от лыжника хорошей технической подготовленности. Преодоление спада вызывает, кроме того, психологическую трудность — за перегибом склона лыжник не видит дальнейшего пути. Инстинктивное чувство страха заставляет его отклониться назад, чего делать ни в коем случае нельзя. Резкое увеличение крутизны склона на спаде вызовет такое же резкое увеличение скорости. Лыжи будут «стремиться выскользнуть» из-под вас, а инерционная сила — опрокинуть вас на спину. Чтобы этого не произошло, туловище резко подают вперед, соблюдая главную заповедь спуска, — центр тяжести лыжника должен быть на вертикали к склону, в пределах площади опоры. В зависимости от скорости движения и крутизны спада нужно или просто резко наклонить туловище вперед и сделать кувырок, поддавая пятки лыж кверху, или наклон туловища соединить с резким подтягиванием коленей. На большой скорости крутой спад проходят обязательно в группировке — колени подтянуты к груди, кисти рук находятся почти на уровне лыж.


Рис. 37. Преодоление спада: а) простой спад; б) спад с предварительным бугром

Часто, чтобы сократить путь полета по воздуху, перед спадом делают опережающий прыжок с резкой подачей туловища вперед. В конце полета приземляться надо обязательно на согнутые ноги, сохраняя положение группировки до конца, иначе на лыжи придется сильный удар. В момент полета через спад для новичков характерно стремление опустить ноги, быстрее коснуться лыжами склона, а руки при этом поднять вверх. Горнолыжники это определяют словом «раскрыться». Сильный удар на ноги при приземлении сопровождается неустойчивым положением на склоне, так как инерция рук, поднятых вверх, стремится опрокинуть вас на спину. Падение почти неизбежно.

Прохождение спада разучивается постепенно, с малых скоростей, с предварительным визуальным изучением всех особенностей предстоящего спуска. Если выходу на слад предшествует канавообразное понижение уклона, т. е. спад представляет собой бугор с очень длинным, и крутым обратным склоном, то здесь необходимо сделать резкий подсед с подтягиванием пяток лыж и подачей туловища вперед. Еще лучше выполнить опережающий прыжок. При этом надо следить, чтобы толчок происходил одновременно с обеих ног, иначе приземляться  придется на одну лыжу и в момент толчка вас может бросить в сторону.

Выкат — место перехода крутого склона в пологий. Как говорилось выше, при его прохождении резко возрастет давление на лыжи, увеличиваются сила трения и сопротивление движению, лыжи стремятся уйти назад, а сила инерции — бросить лыжи вперед. Чтобы этого не произошло, рекомендуется резко присесть и быстро выдвинуть одну лыжу вперед.

Скорость спуска по склону находится в прямой зависимости от снежного покрова. Если на участке спуска встречается лед, туловище резко подают вперед, чтобы не отстать от лыж. При попадании в рыхлый снег приседают — стараются сбросить давление на лыжи и, если требуется, делают резкий подсед назад, выдвинув вперед одну лыжу. Таким образом при попадании на лед используется техника преодоления спада, на рыхлый снег — выката.


Рис. 38. Преодоление выката