Торможение

Борьба со скоростью — основная забота новичка. «Сбросить» скорость, затормозить движение можно различными способами.

Торможение плугом — первое, с чем должен ознакомиться новичок.  На пологом склоне на небольшой скорости из стойки прямого спуска вы начинаете отжимать пятки в стороны. Задники лыж расходятся, носки сближаются. Лыжи опираются на склон внутренними кантами. Возникает торможение, степень которого зависит от приложенных вами усилий. Каковы эти усилия — вы испытаете сразу.


Рис. 28. Торможение плугом:
а) верно, б) неверно

Колени надо согнуть, тело подать вперед. Вы как бы садитесь на носки лыж, которые должны быть друг от друга на расстоянии 5—10 см и ни в коем случае не пересекаться, — иначе падение неизбежно. Самое трудное в торможении плугом — не давать пересекаться носкам лыж. Чем круче вы поставите лыжи — тем сильнее будет торможение, тем большее усилие придется на ноги. Но во всех случаях на обе лыжи должно приходиться одинаковое давление.

Торможение плугом разучивают во время спуска, с пологой горы, последовательно разводя пятки лыж и снова возвращаясь в основную стойку. Освоив торможение на пологом склоне, переходят на более крутой.

Торможение полуплугом, или упором, не представит для вас труда, если вы хорошо овладели предыдущим способом. Здесь одна лыжа идет прямо или под небольшим углом. На другую, отведенную в сторону задником наружу и поставленную на внутренний кант, постепенно переносят всю тяжесть тела. Колено загруженной ноги сгибают. Усиливая давление на нагруженную ногу, почти полностью садясь на нее, вы активно тормозите, регулируя скорость спуска.


Рис. 29. Торможение упором

Спуск наискось — следующий важный этап в обучении новичка. Здесь осваивается основной элемент — умение держать вес тела на одной ноге.

Основа спуска наискось — перенос веса тела на нижнюю лыжу. Верхняя лыжа выдвинута вперед на полступни, плечи развернуты от склона. Чем круче склон, тем сильнее разворачивают туловище в сторону долины. Колено опорной ноги подается к склону. Опорная лыжа удерживается на склоне в основном за счет давления на внутренний кант. Ее загружают тем больше, чем круче склон, чем направление спуска дальше от линии падения воды.


Рис. 30. Стойка спуска наискось:
а) основная стойка; б) спуск с палками (упражнение); в) верно; г) неверно (положение лыж на склоне)

Загрузка нижней лыжи регулируется степенью отклонения туловища от склона, разворотом вперед плеча, ближнего к склону.

При спусках наискось характерной ошибкой новичков является отставание верхней лыжи — это сразу вызывает отклонение туловища назад, загрузку верхней лыжи.

При спуске наискось, так же как и при прямом спуске, руки должны быть впереди и ни в коем случае не уходить назад, за бедра.

Стойку спуска наискось хорошо отработать сначала на месте. Встать нужно поперек склона, лыжи параллельны. Вес на нижней лыже, верхняя несколько впереди: верхнее плечо впереди, колени согнуты, поданы к склону. Полезно сделать несколько приседаний (делаются за счет сгибания коленей, а не опускания таза). Отработав все это на месте, следует развернуть лыжи на склоне наискось — и вниз.

Рекомендуется сделать 10—15 спусков на каждой ноге.

Хорошим упражнением для разучивания спуска наискось будет спуск с палкой в руках, которую держат параллельно лыжам хватом снизу. Локти прижаты к бедрам. Верхнее плечо при этом автоматически разворачивается вперед, надо только сильнее подать его вперед.

Боковое соскальзывание — основа современной горнолыжной техники. Вначале боковое соскальзывание разучивают по элементам на месте. Исходное положение — стойка спуска наискось, почти поперек склона. Вес тела на нижней лыже, колени согнуты. Верхнее плечо и верхняя лыжа выдвинуты вперед. Затем лыжи ставятся плоско, так, чтобы их скользящая поверхность полностью соприкасалась со снегом. Лыжник боком начинает соскальзывать под склон сначала медленно, потом быстрее. Поставьте лыжи на ребро — и соскальзывание прекратится.


Рис. 31. Боковое соскальзывание: а) основная стойка; б) «гирлянды»

При перенесении центра тяжести вперед быстрее соскальзывают носки лыж. Отклонение назад вызывает соскальзывание задников лыж. Упражнение полезно про- делывать 20 раз в последовательности: соскальзывание — торможение — остановка.

Затем боковое соскальзывание разучивают в движении. При спуске почти поперек склона (соблюдая стойку спуска наискось) необходимо быстро, но не очень резко присесть, сдвинуть пятки лыж в сторону-вниз и ввести лыжи в боковое соскальзывание. Поставив затем лыжи на кант (внутренний, обращенный к склону), вы прекратите соскальзывание и сможете двигаться наискось дальше.

За время спуска со склона в зависимости от его длины необходимо проделать около 10 соскальзываний. Затем упражнение повторяют в другом направлении.

Когда вы научитесь сочетать соскальзывание с продолжением движения на участках разной длины и различного рельефа, можно считать, что вы упражнение усвоили. Если в исходное положение для спуска наискось вы будете возвращаться небольшим прыжком, оставляя на снегу своеобразную гирлянду лыжного следа, считайте, что вы достигли идеального выполнения упражнения.

Перевод лыж в боковое соскальзывание облегчается, если в момент выталкивания задников лыж в сторону-вниз вы бедром и туловищем сделаете встречное движение.

Характерная ошибка при разучивании бокового соскальзывания — прямая нижняя нога. Колено почти не согнуто. Кроме того, часто пытаются ввести лыжи в положение бокового соскальзывания за счет прыжка, а не за счет плоского ведения лыж по склону. Колени должны быть согнуты. Нижнее колено закрывает носок ботинка.

Торможение боковым соскальзыванием наиболее совершенно. Здесь требуется значительно меньшая затрата сил, чем при торможении плугом. Чтобы сбросить скорость и остановиться при спуске наискось, нужно одновременно присесть и отжать обе пятки в сторону, стремясь повернуть лыжи в направлении поперек движения.

Во всех случаях вес тела находится только на нижней ноге. Верхнее плечо подается вперед. Попытка загрузить верхнюю лыжу приводит к потере равновесия. Не следует отклоняться назад — лыжи «уйдут» из-под вас.

Теперь вы уже хозяин положения — скорость вам послушна, перед препятствием можете затормозить. Переходите к сложным спускам.


Рис. 32. Торможение боковым соскальзыванием (концевой поворот)