Что такое фристайл ?
Страницы: 1 2 3История знает, что обычно спорт становится профессиональным после того, как группа любителей по своему мастерству и квалификации значительно обгоняет основную массу спортсменов. Не находя себе достойных соперников среди любителей, они начинают проводить соревнования между собой, и, становясь профессионалами, зарабатывают на жизнь. Фристайл прошел этот путь в обратном направлении. Сначала профессиональные трюкачи, мастера своего дела, объединенные в ассоциации лыжных артистов-профессионалов, проводили соревнования между собой. Фактически это было хорошо отрепетированное представление, где кроме спортсменов участвовали и клоуны-неудачники, и подставные «деревенские» ребята из публики. Вплоть до 1974 года даже Кубок мира по фристайлу представлял собой чисто коммерческое предприятие: это было горнолыжное шоу, предназначенное лишь для развлечения отдыхающей публики и извлечения доходов.
Вокруг спортсменов, которые называли свои соревнования «лыжным цирком», создавался ореол исключительности и таинственности. Журналисты и предприниматели поддерживали ажиотаж вокруг участников, им присваивали звучные имена «хиппи снегов», «безумцы гор», «кочующие камикадзе». О них складывали легенды и слащавые сказки, как бедный подросток-сирота благодаря своим успехам в воздушной акробатике стал владельцем горной гостиницы и миллионером.
Поскольку фристайл был спортом профессионалов, то и сами спортсмены придерживались тех же «правил игры:» они создавали у публики мнение об исключительной сложности и опасности своего спорта. Упражнения лыжного балета носили зачастую самые устрашающие названия — «костолом», «смертельный переворот». Секреты мастерства хранились за семью печатями, ни в одном издании, посвященном фристайлу, не приводилось никаких методических рекомендаций по обучению. Все публикации носили сугубо рекламный характер.
Многие пионеры фристайла стали владельцами собственных учебных центров: это и англичанин П. Лунн, и американец Р. Говард. Не остался в стороне от модного увлечения один из самых именитых австрийских горнолыжников — Тони Зайлер. Он снялся в художественном фильме в роли полицейского на австрийской границе и запомнился всем своим искусством непринужденно исполнять вращения на одной и двух лыжах. Зрители были в восторге, но никто не пытался повторить этот прием.
Завеса тайны приподнялась лишь в шестидесятые годы, когда была разработана новая концепция начального обучения горнолыжной технике на укороченных лыжах длиной чуть более метра. Оказалось, что на коротких лыжах даже не умеющие кататься, но хорошо подготовленные физически и координированные спортсмены, имеющие навык в акробатике, спортивной гимнастике, прыжках в воду или на батуте, могут освоить упражнения фристайла любой сложности в первый же год обучения. Лыжники же средней квалификации осваивали упражнения лыжного балета за несколько занятий. Наибольшие затруднения вызывал у тех и других могул, как технически наиболее сложная дисциплина фристайла.
Новый вид горнолыжного спорта предъявил к спортсменам самые противоположные требования. Если для лыжного балета необходимы пластичность, гибкость и музыкальность, умение в движениях создать художественный образ, то для воздушной акробатики основным качеством спортсмена является способность управлять своим телом в свободном полете, а в могуле — горнолыжные и акробатические навыки одновременно.