Могул

Страницы: 1 2 3

Все, кто впервые приезжает в горы, с удивлением обнаруживают громадную разницу между трассами для спортивных соревнований и для массового катания. Если спортивная трасса выверяется еще летом с точностью до одного градуса уклона, а зимой подсыпается снегом, если мало естественного, утрамбовывается и выравнивается специальными машинами — ратраками, то трасса для отдыхающих — простой проселок, разбитый лыжами тысяч лыжников. Начинающие лыжники вынуждены оттачивать мастерство на склонах, покрытых буграми по метру и более высотой. Такие трассы изгибаются среди деревьев и каменных гряд, бугры образуются, как колеи на дорогах: чем больше лыжников, тем больше нагрузка на трассу и тем крупнее бугры.

Лыжники сами, своими лыжами образуют бугры. Когда лыжник поворачивает, он кантами своих лыж срезает слой снега и сдвигает его в сторону. Образуется небольшая колея и насыпной бугорок. Следующий лыжник, спускающийся по трассе, делает то же самое. Бугорок начинает расти. Если снега много, то очень быстро образуются глубокие канавы и высокие бугры. На крутых склонах бугры выше и круче, чем на пологих. Дело завершают солнце и ветер: ветер уплотняет снег, а солнце слегка размягчает поверхность бугров, которая цементируется ночным морозом.

Соревнования по могулу проводятся или на специально подготовленной бугристой трассе, или на естественных буграх. Спортсмену, принимающему участие в соревнованиях по могулу, требуется проявить не только мгновенную реакцию и филигранную технику скольжения, но и решительность, смелость, самообладание и трезвый расчет.

Итак, перед вами бугристая трасса. Как ее преодолеть? В специальной литературе описано немало приемов прохождения бугров, а опытный горнолыжник на основании своего опыта предложит вам и еще пару-тройку способов: нигде так не любят давать советы, поучать окружающую публику и товарищей, как на горнолыжных склонах. В то же время мало кто из спортсменов так тщательно изучает специальную литературу, как горнолыжники.

Вся история горнолыжного спорта — борьба методик, техник и школ. Каждые 10—15 лет возникают новые, «абсолютно надежные» приемы, способные привести к победам самого высокого достоинства. В тридцатые годы австриец Г. Шнайдер впервые предложил единую систему обучения горнолыжной технике, взяв за основу поворот «христианин», названный так по старому имени норвежской столицы, где спуски с гор на лыжах испокон века считались национальным видом зимнего отдыха и спорта. Этот стиль был признан спортивным миром. Элегантные, внешне неторопливые движения спортсмена как нельзя более подходили для свободного катания, отдыха в горах. Но в конце сороковых годов стала превалировать французская техника, привнесенная на трассы слалома известным горнолыжником Ф. Алле. Появились характерные контрвращения туловища, движения стали более сложными и энергичными. Любители свободного катания стали старательно закручивать свое тело в направлениях, противоположных движению лыж, чтобы внешне еще более походить на опытных спортсменов. Еще не все уловили особенности новой техники, как в Австрии стал демонстрироваться новый стиль «ведельн»— короткие повороты махом. Многим горнолыжникам-любителям такой стиль был уже не под силу. Не стихли овации новой технике, а Франция дарит миру «трепещущий годиль», характерный филигранной и очень тонкой техникой управления кантами. Горнолыжный мир вновь ахнул в изумлении, когда был разработан способ прохождения поворотов с ускорением, так называемый «авальман»: лыжи посылаются с ускорением вперед, а затем спортсмен, используя свою мышечную силу, как бы догоняет обогнавшие его лыжи. Все эти способы и стили культивировались вместе с другими приемами скольжения, которые имели более специализированное применение: скольжением на плоских лыжах — «серфинг», бобслейным стилем, когда поворот выполняется на внешней по отношению к центру поворота стороне впадины.