Советы болельщику

Лыжный балет

Соревнования по лыжному балету состоят в демонстрации заранее подготовленной композиции при спуске по специально подготовленному склону. Как правило, композиция лыжного балета состоит из вращений, переворотов, прыжков и шагов, исполняемых лыжником под музыку, транслируемую посредством громкоговорящей системы.

Балетный склон готовится заранее в соответствии с требованиями, о которых говорилось выше, и не позднее чем за три дня до начала соревнований предоставляется участникам для тренировок. В первый день спортсмены осматривают склон. Сразу после осмотра спортсмены и тренеры могут высказать свои замечания и предложения относительно качества склона. Затем начинаются так называемые официальные тренировки. Все спортсмены обязаны принимать в них участие.

Во время соревнований спортсмен демонстрирует перед зрителями и судьями подготовленную композицию. Программа выступления оценивается пятью судьями. Каждый судья выставляет оценку от 0 до 10 баллов. Оценка может состоять из целого числа баллов и десятых долей. Оценка свыше 10 баллов не выставляется. Суммарная оценка за выступление складывается из трех оценок: за хореографию выставляется максимум 2,5 балла, за техническую трудность — до 2,5 балла, за общее впечатление — не более 5 баллов. Самая высокая и самая низкая из оценок, выставленных судьями, отбрасываются, оставшиеся три складываются и образуют итоговую оценку.

Оценка за хореографию выставляется спортсмену за умение скользить на лыжах в сопровождении музыки и раскрывать ее содержание, характер, настроение. Оценивается оригинальность балетной композиции — содержание музыкального сопровождения должно раскрываться всем арсеналом упражнений лыжного балета, находить свое выражение в движении, прыжках, переворотах, шагах и вращениях. Обращается внимание на то, насколько наиболее выразительные части балетной программы соответствуют наиболее эмоциональным музыкальным фрагментам. Темп музыки должен изменяться по возможности плавно и соответствовать темпу выполнения упражнений.

Техническая трудность балетных упражнений оценивается в зависимости от того, к какой группе сложности принадлежит то или иное упражнение. Мы уже говорили, что самые простые упражнения объединены в первую группу — это упражнения скольжения: шаги и повороты. Во второй группе — все прыжки в один оборот и все полные перевороты с опорой на руки. В следующие группы входят — вращения на два оборота и более, прыжки на полтора оборота и более, прыжки с приземлением на скрещенные ноги в два оборота и более. Группы сложности обозначаются латинскими буквами.

Оценка за общее впечатление выставляется за виртуозность и свободу движений, элегантность исполнения и построение программы, использование всего пространства склона и четкость выполнения упражнений. Четкость выполнения характеризуется чистотой и уверенностью исполнения, точностью ведения лыж, сохранением равновесия. Хорошее исполнение — без пошатываний, сбоев и падений. Прыжки должны быть высокими, приземления мягкими, на всю поверхность лыжи, точно лицом вперед или спиной вперед. Все вращения должны происходить в красивой позе, скорость вращения должна полностью контролироваться спортсменом. Шаги выполняются непрерывно, с плавным толчком опорной ноги, все части тела скоординированны и обеспечивают красоту линий. Перевороты должны выполняться с большой амплитудой, приземление мягкое, на всю поверхность лыжи.

Построение программы предусматривает логичную смену одного упражнения другим — затяжки и скучные места недопустимы. Спортсмен не должен отдавать предпочтения вращению в одну сторону или выполнять прыжки в одном направлении. Всем своим видом, осанкой выступающий подчеркивает атлетизм, отточенность движений. Выполнение упражнений с болтающимися руками, подбоченясь недопустимо. При приземлениях после выполнения прыжков ошибкой считаются непроизвольные наклоны для сохранения равновесия. Свобода движений, плавность, непрерывность и согласованность создают впечатление, что все упражнения выполняются без физических усилий. Виртуозность — это самая весомая оценка исполнения композиции, технического мастерства, выразительности, сложности и зрелищности выступления в целом. Снижение оценок за падение или касания снега специально не предусмотрено, но спортсмен обязательно будет наказан судьями, оценка ему будет скорректирована. Потеря одной лыжи при исполнении балетной композиции приводит к получению нулевой оценки.