Фристайл — спуски по бугристым склонам, акробатика и танцы

Массовое катание любителей горных лыж на склонах, оборудованных лыжными подъемниками, приводит к тому, что трассы покрываются множеством снежных бугров самой различной конфигурации. Спуски по таким буграм обогащают технический арсенал спортсменов, они обрели свою технику и правила и получили название фристайл — свободный стиль. Катание по бугристым трассам свободным стилем проводится без разметки трасс воротами, как, например, в слаломе. Нас это занятие интересует как специальное упражнение, вырабатывающее мгновенную реакцию и умение амортизировать бугры в самых различных ситуациях, будь то прямые или косые спуски и повороты. Выбор пути и способа преодоления бугра определяется мастерством спортсмена, а при тренировках — потребностями отрабатываемого приема: поглощения удара, бокового соскальзывания или огибания бугра, с поворотом на контруклоне, на вершине бугра или на его спаде.
Недостаток мастерства в первую очередь проявляется в неправильном выборе пути, когда преобладают косые спуски и одиночные повороты вокруг бугров (рис. 65). На косых участках, естественно, тоже попадаются бугры, их преодолевают сгибанием ног с сохранением контакта лыж со снегом. Постепенно косые участки следует укорачивать, повороты сближать, чтобы огибать бугры по впадинам между ними (б) с захватом части оснований для облегчения лыж при входе в очередной поворот. Более высокого мастерства требуют серии коротких, сопряженных поворотов по буграм, приближенных к линии ската. Искусство быстрого, кратковременного облегчения лыж с одновременным их вращением здесь доводится до совершенства. И, что особенно важно, может быть исполнено в любом месте, будь то впадина, контруклон или спад бугра, не говоря уже о его вершине (в). Место исполнения поворота — существенная деталь, поскольку облегчение лыж при входе затрудняется чрезмерным их вдавливанием при наезде на бугор либо вынужденным прыжком при скатывании с бугра, а вращение затруднено боковыми склонами. На все это спортсмен должен мгновенно реагировать.


Рис. 65. Постепенно от одиночных поворотов с косыми спусками между ними (а) лыжник переходит к поворотам вокруг бугров (б) и далее к любым сочетаниям бугров, ям, с прыжками и соскальзываниями (е)
освоение техники спусков по бугристым склонам
Рис. 66. Освоение техники спусков по бугристым склонам: боковые соскальзывания на скатах бугров (а), повороты по впадинам между буграми (б), повороты с прыжками через бугры (в)

Для совершенствования техники можно рекомендовать следующую серию упражнений (рис. 66). Простейшее из них — поворот лыж на вершине бугра в момент их облегчения и соскальзывание боком по скату до его основания (а). Без остановки вкатиться наследующий ближайший бугор, после вращения лыж на его вершине осуществить боковое соскальзывание в другую сторону. Итак до самого финиша. Первые попытки вызовут быструю усталость от напряжения и активной работы ног, потребуются частые остановки. Но постепенно спортсмен войдет в ритм, чередование напряжений и расслаблений создаст необходимый режим, предохраняющий от быстрого утомления.
Развитием этого упражнения является спуск поворотами вокруг бугров, расположенных по линии ската (б). Первые повороты могут заканчиваться остановками, исполняться как одиночные. Серии поворотов можно начинать с входом из упора, а почувствовав ритм — сопряженными поворотами на параллельных лыжах. В каждом повороте в зависимости от крутизны склона и полноты поворота может быть определенная доза бокового соскальзывания, регулирующего скорость. Но скольжение со временем будет все больше преобладать над соскальзыванием. И как очередной шаг к мастерству — переход к следующему упражнению (в), где дуги будут начинаться на боковых скатах бугров, а оканчиваться во впадинах между ними.
Описанные нами упражнения можно рассматривать как многократно повторяемые гаммы у пианистов. Настоящая виртуозность достигается в самых разнообразных сочетаниях скольжений, соскальзываний, поворотов, прыжков. С ростом скорости многократно возрастает трудность исполнения, полеты через впадины или бугры становятся неизбежными (рис. 67). И их надо уметь совершать. Да и простое окончание одного поворота на буграх не всегда удобно для входа в следующий. Как правило, требуется дополнительное боковое соскальзывание или сброс пяток лыж, чему тоже надо специально учиться. На рис. 68 показано одно такое упражнение.

прыжок на бугристом склоне
Рис. 67. Прыжок на бугристом склоне

Рис. 68. Чередование косых спусков с боковыми соскальзываниями между буграми

Говоря о технике спусков по бугристым трассам, мы не касались положения тела лыжника соответственно крутизне того участка, на котором он находится в данный момент, а также продольной загрузки закантованных или плоско поставленных лыж. Об этом довольно подробно сказано в общем разделе, посвященном технике спусков. Однако бугристые трассы требуют особого подхода к этим вопросам. Здесь нужно исходить из конкретных обстоятельств: лыжник должен учитывать скорость движения, высоту и резкость бугров, соразмерность своего роста, длины лыж.
Так, на малой скорости он может и должен успеть сделать опережающий наклон, чтобы врезать носок внешней лыжи в дугу для четкого поворота за бугром. На большей же скорости он не успеет этого сделать и применит в поворотах энергичное сгибание-разгибание ног наподобие спуска по лестнице: тело все время находится в вертикальном положении, а работают только ноги, опирающиеся на очередную ступеньку. Задача лыжника при этом — возможно ровнее «переступать», не клюя носом и не засиживаясь на пятках (последнее особенно плохо!). Что же касается кантования и распределения веса по длине лыж, то здесь особое внимание надо уделять предотвращению врезания внешнего канта при боковых смещениях и вращениях лыж. Здесь необходимо развивать тонкое чувство рельефа и умение использовать плоскую постановку лыж при боковых смещениях. Надо всячески избегать и «сидения» в задней стойке, что неизбежно лишит вас способности управлять лыжами и приведет к падению на спину.
В специализированных детско-юношеских спортивных школах, где бугристые склоны отсутствуют, их следует создавать специально. На участках склона, оставшихся после вырубки леса, вокруг низко срезанных пней складывают сучья и ветки или специально нарубленный лапник от хвойных деревьев. Слежавшиеся ветки засыпают снегом, утрамбовывают, и учебный полигон готов к эксплуатации. Он может быть значительно короче основного склона, предназначенного для занятий слаломом — длиной 100—200 метров.
Другая составная часть свободного катания — акробатика. Но заниматься ею горнолыжникам надо без различных «сальто-мортале», которые исполняют специалисты. К акробатическим упражнениям, весьма полезным для спортсменов-горнолыжников, следует отнести различные спуски на одной лыже, прыжки с опорой на палки, вращения и сложные переступания. Некоторые танцевальные элементы также могут пригодиться. Во всяком случае, в многолетнем учебно-тренировочном процессе, каким является освоение слалома и скоростного спуска, занятия элементами фристайла не только поднимают общий уровень мастерства, но и являются прекрасным дополнением к основным упражнениям, разнообразящим уроки.
Знакомство с разнообразными зарубежными источниками показывает, что увлечение подобными упражнениями присуще многим известным спортсменам. Можно сказать, что овладение акробатикой на лыжах, увлечение фристайлом способствовало завоеванию ими чемпионских званий.