Косые спуски

Приемы амортизации неровностей и преодоления склонов различных профилей, характерные для прямых спусков, сохраняют свое значение и при спусках наискось, но с учетом неодинаковой загрузки лыж и несимметричности стойки косого спуска.
Спуски наискось совершаются под углом к линии склона; при угле 90° косой спуск превращается в траверс. Мы уже говорили, что в косых спусках скатывающая сила всегда меньше силы, действующей по линии ската. Поэтому на одном и том же склоне во всяком косом спуске скорость меньше, чем в прямом. Вот почему начинающим лыжникам длинные крутые склоны лучше преодолевать серией косых спусков с остановками в конце каждого отрезка.
Внимание лыжника на косом спуске обращено главным образом на то, чтобы удержать лыжи в заданном направлении, не дать им уйти под склон и избежать бокового соскальзывания. Для этого лыжи опираются на ребра, обращенные к горе (кантуются), вес тела в основном на нижней лыже, а облегченная верхняя слегка выдвигается вперед. Туловище при этом разворачивается в сторону долины (рис. 34). Так выглядит стойка косого спуска: скользящая поверхность лыж в поперечном сечении горизонтальна, канты оказывают противодействие соскальзыванию по склону. Управление кантованием лыж осуществляется за счет бокового сгибания в тазобедренных суставах и коленях.

стойка косого спуска
Рис. 34. Стойка косого спуска. Вес тела больше на долинной (нижней) лыже

Следует подчеркнуть, что кантование лыж посредством боковых движений коленей согнутых ног — один из основных приемов в горных лыжах. Однако ограниченные возможности боковых движений стоп не должны совсем исключаться. Мало того, они весьма полезны при тончайших нюансах скольжения в спортивной практике.
При спусках наискось возможны внезапные боковые соскальзывания лыж вниз. Поскольку поперечная база устойчивости в косых спусках ограничивается ребрами, обращенными к горе, необходимый запас боковой устойчивости создается путем перемещения большей части веса тела на нижнюю лыжу. Кроме того, эффективность действия кантов зависит от надежности их врезания. Загружая больше нижнюю лыжу, мы увеличиваем удельное давление, улучшая условия ее врезания, что особенно важно на твердом снегу спортивных трасс.
Чем круче склон и ближе к траверсу спуск, тем больше загрузки приходится на нижнюю лыжу, чтобы в любой момент быть готовым к сохранению равновесия при изменении характера скольжения. Поскольку осевые линии бедер и голеней в стойке косого спуска не лежат в одной плоскости с загруженными кантами, мышцы получают дополнительное напряжение, отчего они быстрее утомляются. Поэтому нужно тщательно отрабатывать стойку косого спуска, добиваясь минимальных усилий для удержания равновесия.
Положение лыж в косом спуске зависит от состояния снега. На укатанном снегу лыжи держат произвольно с незначительным выдвижением верхней стопы. На глубоком же благодаря разнице в загрузке они неодинаково погружаются в снег, поэтому надо следить за возможно узким ведением и равномерной загрузкой лыж. Верхняя лыжа иногда больше выдвигается вперед, как бы прощупывая снег для предохранения от внезапных боковых соскальзываний вместе со снегом.
Типичная ошибка новичков на косых спусках — выдвижение вперед нижней лыжи. Такое положение вызывает загрузку верхней, а слабо загруженная нижняя лыжа теряет устойчивость и часто переходит в положение упора. Вторая грубая ошибка: боясь упасть, лыжник отклоняется к склону и создает себе опору верхней палкой, волоча ее по снегу. В результате разгружается и раскантовывается нижняя лыжа, что приводит к боковому соскальзыванию и падению.
Положение рук и палок должно соответствовать развороту туловища в долину — полусогнутая нижняя рука с палкой остается несколько сзади, а верхняя локтем отводится к склону.
Спуски наискось весьма распространены в горнолыжном спорте. Ими пользуются, когда в прямом спуске может быть развита излишняя скорость или при необходимости траверсирования склонов. Повороты к склону на параллельных лыжах также весьма схожи по стойке с косыми спусками.
Особую техническую сложность косые спуски представляют на переменных профилях, в частности при пересечении кулуаров (желобов) и гребней. На гребнях стойка косого спуска последовательно меняется от правого разворота туловищем на левый или наоборот. При этом происходит смена выдвижения и загрузки лыж одновременно с опережающим изменением продольного наклона тела.
Обучение косым спускам начинают на пологих склонах, постепенно. Лыжник привыкает ощущать разницу в загрузке верхней и нижней лыж, регулировать плосколежащие и закантованные лыжи, использовать разные по высоте стойки. Необходимо соблюдать принцип постепенности в переходе от почти прямых к косым спускам, от ровных склонов к более сложному рельефу, от малых скоростей к большим. И основное, на что следует обращать внимание, это чистота скольжения, чтобы не было уширений следа и боковых сбросов пяток лыж, которым впоследствии специально учат при торможениях и рулящих поворотах. Ровный след — первый признак правильности техники свободных спусков.