О методике обучения и тренировки
Теперь, когда нами рассмотрены почти все основные технические приемы, следует поговорить о методике обучения и совершенствования горнолыжной техники. Это не детальная разработка, которая дается в программах для специализированных спортивных школ. Наша задача — исходя из опыта и практики многих тренеров, определить общее направление. Опираясь на него и имея программу, тренер, исходя из местных условий и контингента учащихся, выберет оптимальный вариант.
В статистике выступлений наших мальчиков и девочек всех возрастов в международных соревнованиях мы найдем немало побед, вплоть до завоевания звания чемпиона мира по троеборью среди юниоров Леонидом Мельниковым в 1983 году. Тем удивительнее постоянные сетования на отсутствие достойного резерва первому составу сборной страны. В чем дело? Л дело, оказывается, в том, что наши молодые горнолыжники выигрывают у зарубежных сверстников чаще всего за счет натаскивания на результат. Но когда они спустя некоторое время выходят на взрослые старты, их вчерашние соперники оказываются далеко впереди — техническая вооруженность, приобретенная в детстве и подкрепленная гармоничным атлетическим развитием, дает скачок в результатах. На наших же ребятах плачевно сказывается поспешное и часто преждевременное форсирование подготовки без должного освоения всего технического арсенала. Тренеры в погоне за сиюминутными успехами склонны забывать о том, что школьный спорт существует для подготовки смены взрослым мастерам, а не только для парадных отчетов.
Впрочем, это разговор особый, затрагивающий структуру нашего горнолыжного спорта. Чтобы сохранить преемственность в работе и избежать доучивания молодых спортсменов или, что еще хуже, переучивания технике, тренеры ДЮСШ и тренеры сборной страны должны поддерживать тесные контакты. Восхождение на спортивный Олимп возможно в результате общих, целенаправленных усилий, при общей заинтересованности в конечном результате.
Понятие о современной спортивной тренировке тесно связано с новейшими научными достижениями в самых различных областях. Между тем все еще бытует мнение, что тренеру для успешной работы достаточно определенной практики, личного опыта участия в соревнованиях и некоторых педагогических способностей. Сегодня этого, безусловно, недостаточно. На всех уровнях тренерской работы должно быть непрерывное повышение квалификации, как в теоретическом, так и в практическом плане.
Тренеры должны чаще обмениваться опытом. Необходимо изучать учебные фильмы, а подчас и самому их создавать, уметь пользоваться видеозаписью, использовать методические пособия, брошюры, учебные плакаты. Надо шире пользоваться и зарубежными источниками информации, отделяя нужное и полезное от наносного, служащего целям рекламы или «обособленности» национальных школ, создаваемой подчас искусственно.
Построение тренировочного занятия в большой степени зависит от условий, имеющихся в распоряжении тренера: характера и параметров трасс, снеговых и метеоусловий, уровня подготовленности учеников и их способности к дальнейшему росту и т. п. Активный подход к учебно-тренировочному процессу, свобода выбора средств и методов, самобытность, разнообразие форм — вот основа успехов в работе тренеров, ставящих перед собой большие задачи. Программа обучения должна быть не догмой, а руководством к творческому действию.
В то же время обучение должно быть системным. Надо помнить, что только правильно заложенные основы техники и систематические повторения упражнений создают надежную базу для высокого мастерства. Неправильное же исполнение, став закрепленным навыком, отрезает пути к совершенству. Количество занятий только при правильной технике перейдет в качество!
Ощутить плоды своей работы тренеру удается лишь спустя много лет, поэтому так важно с самого начала занятий с учеником определить правильное направление. Чтобы подготовить спортсмена высокого класса, тренер должен быть человеком мыслящим, высокоинтеллектуальным, способным заинтересовать и увлечь молодежь. В противном случае скука и однообразие будут царствовать на уроках, у ребят пропадет интерес к тренировкам, а это означает, что и тренер и ученики тратят время впустую.
Постоянно предлагать ученикам новое, видеть перспективу, искать вместе с ними — вот кредо настоящего тренера.
У нас немало дорогостоящих спортивных школ, цель которых — готовить резерв в олимпийскую команду страны. Высокое звание «олимпиец» должно основываться на высоком профессионализме, достигаемом путем специализации. Но непременно — на предварительной базе широкого универсализма! Только так могут быть завоеваны прочные позиции в спорте, исключающие элемент случайности.
К сожалению, практика работы наших спецшкол показывает иное. Сызмальства здесь готовят только гонщиков, только прыгунов, только слаломистов, тем самым обедняется арсенал приемов, умений и навыков, получается спортсмен «узкого диапазона», не готовый к современной соревновательной практике, где победа достигается в острейшей борьбе и требует все чаще многогранности. По высказываниям специалистов, работающих со сборными командами страны, наши гонщики слабо владеют горнолыжной техникой (а она им нужна!), прыгуны плохо владеют лыжами и близко приземляются; горнолыжники не обладают устойчивостью в полетах и выносливостью. Все это плоды ранней специализации в детских спортивных школах.
Для исправления ситуации, по мнению автора, первые два-три года занятия в специализированной школе должны охватывать все виды лыжного спорта — ведь в каждом из них заложены элементы, необходимые для общего лыжного образования. Это требует большей подготовленности и знаний от тренеров, соответствующей материальной оснащенности, но «проценты» от вложений с лихвой перекроют затраты. Уменьшится отсев занимающихся за счет переориентации в процессе учебы; повысится интерес к занятиям; легче будет осуществлять дифференциацию нагрузок по возрастам; повысится стимул к соревнованиям. Но главное — исчезнет возможность преждевременного натаскивания на результат. И еще: не надо будет ревниво оберегать учеников от переходов из одной группы в другую. Основным мотивом переходов станет приход в любимый, а значит, наиболее успешно осваиваемый вид спорта. Что касается будущих горнолыжников, то в процессе обучения каждый должен научиться хорошо ходить на равнинных лыжах, особенно коньковым ходом. Такие уроки не пройдут бесследно, они наложат отпечаток на весь процесс освоения горнолыжной техники. Умение ходить на лыжах приучает к сохранению равновесия на одной лыже, координирует движения рук и ног, вырабатывает общую выносливость, облегчая переходы с одного учебного склона на другой. Прыжки с трамплинов развивают смелость, отсутствие боязни потерять сцепление лыж со снегом, прививают умение сохранять устойчивость при приземлении — все это необходимо на трассах скоростных спусков. Спуски по целине вырабатывают хорошую устойчивость и навык к мгновенной реакции на быстро меняющиеся условия скольжения.
Разносторонность подготовки станет прочным фундаментом мастерства и в дальнейшей, более узкой специализации слаломистов и спусковиков, которую, кстати, следует вводить только на высшем, олимпийском уровне.
Интересную мысль высказал Александр Жиров о методах работы с детьми: «Тут ведь главное в том, чтобы мальчишкам беззаботные игры на лыжах устраивать, чтобы все им в радость было». Легкость и праздничность в работе с детьми могут быть достигнуты лишь за счет творческой мысли и интенсивной деятельности тренера, за счет индивидуализации процесса обучения, без форсирования и расчета на сиюминутный успех.
Горнолыжный спорт отличается сложной техникой. Процесс овладения ею труден, продолжителен и практически не имеет предела совершенствования, что делает его особенно привлекательным. Ни одна программа не может удовлетворить сразу всех: и склонных к вольному катанию, любителей погонять по склону, и тех, кто терпеливо постигает премудрости техники. Кто из них лучший спортсмен? Время покажет. Программу с соревновательным прицелом целесообразно предлагать ученикам, обладающим спортивными наклонностями, но не следует закрывать доступа к ней никому, имея в виду, что с возрастом меняется увлеченность, развиваются способности.
Возрастные цензы, как и соотношение объемов занятий по темам, отнюдь не догмы, которых надо строго придерживаться. Они даются как исходный материал для размышлений, как «печка», от которой нужно творчески танцевать. Ибо нет и не может быть готовых рецептов по выращиванию мастеров спорта, не говоря уже о чемпионах. На просьбу поделиться опытом подготовки мастеров один из корифеев-тренеров ответил: «Если бы мы знали, как это делается, у нас не было бы проблем. Каждый раз нам приходится подбирать ключи к человеку с его индивидуальностью». Это было сказано о футболистах, где коллективность действий — важный фактор успеха. Что же можно сказать о горнолыжниках, выступающих в единоборстве!
И еще один момент хотелось бы оттенить: обеспечение качественным инвентарем всех обучаемых. Конечно, хорошо, чтобы все имели отличный инвентарь. Но повторяю: потакать чрезмерным претензиям начинающих — еще больший грех. Успехи в учебе — вот основной критерий в обеспечении лучшим инвентарем, и выдача его всегда должна быть поощрительной мерой.
Мы не будем говорить о дидактических принципах построения занятий — они общеизвестны. Однако в горнолыжном спорте особое внимание должно быть уделено отработке упражнений, где присутствует смелость. Надо помнить, что развитию этого качества способствует постепенность усложнения приемов и овладения техникой. Смелость в горнолыжном спорте специфична, как и в любом другом деле. Мало того, наличие или отсутствие этого качества может лечь в основу дальнейшей узкой специализации (спусковики, слаломисты). Хотя, повторяю, делать это целесообразно как можно позже.
В таблице дано примерное распределение объемов занятий отдельными видами для разных специализаций горнолыжников, имеющих высокие спортивные разряды.
Специализация | Виды горнолыжного спорта, % | ||
слалом | слалом-гигант | скоростной спуск | |
Слаломист-гигантист Спусковик-гигантист Многоборец |
50 20 30 |
30 30 40 |
20 40 30 |
Густаво Тони, известнейший итальянский горнолыжник, в 70-е годы был номером первым в мировой классификации. На его примере можно сделать некоторые выводы. «Коньком» Тони были слалом и слалом-гигант. В них его успехи были наибольшими. Но и скоростной спуск ему был не чужд. До пяти стартов в сезон на Кубке мира — это не так мало. На знаменитой трассе Штрайф в Кицбюэле он был даже вторым. Что это ему давало? Запас скоростной прочности и выносливости в слаломе-гиганте и слаломе. Испытав себя на 100—130-километровой скорости, спортсмен уверенней себя чувствует на 70- и 40-километровых скоростях!
Аналогичное положение и у спусковиков. Мобильность и «увертливость», приобретаемые на слаломной трассе, приносят им пользу на скоростных спусках. Так, например, тренировался знаменитый австриец Кламмер.
Помня о сказанном и критически все осмыслив, тренер, получив программу обучения, творчески реализует ее на практике. И если на склонах, где проводятся занятия, мало разнообразных профилей, с лопатой в руках во главе учеников он должен создать их из земли и снега.
И еще об одном хотелось бы сказать. Соревнования для детей проводятся у нас в основном по слалому. Отсюда и определяющее направление в работе — быстрее научить поворотам. Делается это часто в ущерб умению скользить, а ведь скольжение — основной элемент горнолыжной техники! Поэтому, не научив как следует скольжению в разнообразных условиях крутизны, пересеченности и направления склонов, качества снега, видимости и т. п., нельзя в дальнейшем подготовить высококлассного мастера.
Помните об этом, тренеры, и не жалейте времени на «азы»!
В тренировочной работе с квалифицированными спортсменами надо всегда руководствоваться правилом: «Тяжело в ученье, легкое бою». И никакой небрежности, особенно при занятиях скоростным спуском. Трассы тренировок в скоростном спуске должны быть подготовлены и оборудованы так же тщательно, как для соревнований. Это обязательное требование для совершенствования техники и обеспечения безопасности.
Основная форма учебно-тренировочной работы — это уроки под руководством тренеров. Но не меньшее значение приобретает самоподготовка, в которой анализ собственных действий и ощущений, их осмысление помогают освоению техники. Мысленное воссоздание динамических поз, в которых ученик имел наиболее благоприятные ощущения, поможет из суммы удачных положений воссоздать весь прием в целом. Наблюдение за техникой мастеров также действенная форма обучения. Не случайна поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Увы, высокое мастерство увидеть удается далеко не всюду. Поэтому «модельерами-демонстраторами» могут быть лучшие ученики.
Из сказанного вовсе не следует, что правильно увиденные приемы автоматически осваиваются. Более того, даже личные ощущения не всегда совпадают с выполняемым на самом деле. Поэтому для избавления от неправильных движений одних зрительных восприятий и личных ощущений недостаточно. Необходимо многократное повторение испытанного и запомнившегося ощущения от правильного исполнения. Только тогда оно станет вашим стереотипом. В дальнейшем воображение будет вызывать это ощущение по желанию, а рисунок от следа лыж на снегу будет иллюстрацией его правильности.
Практика показывает, что технические ошибки чаще проявляются в самый неподходящий момент — во время соревнований, т. е. в стрессовой ситуации. В таком случае помогает концентрация внимания спортсмена на быстрейшем достижении финиша, а не на технических моментах. Вообще избавление от плохих привычек откладывайте на обычные тренировки, когда можно исключить раздражитель борьбы и в спокойной обстановке испытать чувство совершенного исполнения. Чем чаще повторится это чувство, тем привычнее оно станет и будет автоматически возникать на соревнованиях.
Спуски на лыжах происходят в быстро меняющейся обстановке. Здесь лыжник должен учитывать все факторы, в каждый момент сознавать то, что он делает. Нужна трезвая оценка окружающей обстановки: состояние снега, микрорельефа склона, ширины и извилистости трассы, наличия помех и т. п. Правильности технических приемов помогают удобство обуви, надежность и качество подгонки креплений, острота кантов, т. е. все звенья, находящиеся между спортсменом и склоном.
Надо учить мобилизации и обострению чувств — четко видеть, хорошо слышать, тонко чувствовать. И еще — выходить на склон с положительным психологическим настроем. Это определяет успех. Надо учиться отбрасывать мысли о возможной неудаче, сосредоточиваться на происходящем в данный момент (лучше всего на конкретных воротах, на контакте лыж со снегом).
Ритмичное исполнение поворотов помогает добиться синхронности в движениях различных частей тела, делает спуск менее утомительным, более приятным (это, в свою очередь, подтверждает правильность техники), облегчает дыхание (рис. 69).
Рис. 69. Ритмичные повороты: четкое соблюдение интервалов между воротами
Рис. 70. «Веерный» метод. Обучение начинается с поворотов из косых спусков к склону и заканчивается полными поворотами
Повороты на параллельных лыжах сначала лучше разучивать из косого спуска к склону, постепенно подходя к полной дуге, — из следов на снегу получится своеобразный веер (рис. 70). Каждый спуск надо делать осмысленно. Бездумное катание не приведет к нужному техническому росту, повторение ошибочных движений будет тормозить совершенствование.
При самостоятельном катании не стесняйтесь спросить кого-либо о впечатлении о вашей технике. Нравиться может только естественное исполнение, а естественное —значит, правильное.
Совершенствование техники постепенно переходит в тренировочный процесс со спортивной направленностью. Познакомимся сначала с физиологическими основами спортивной тренировки, а также с формированием специфических для горнолыжника двигательных навыков и расширением функциональных возможностей его организма.
Формирование нового, необычного для человека двигательного навыка в ходе тренировки достигается путем создания двигательного динамического стереотипа. Процесс этот разделяется на три условные фазы, о которых — ниже. Грани между ними трудно ощутимы и различны для каждого человека. Поэтому так трудно бывает определить индивидуальные методы тренировки при работе со спортсменами высокой квалификации. Особые трудности возникают в достижении пиков спортивной формы к моменту наиболее ответственных стартов.
В понятие МАСТЕР входит так много компонентов, что уложить их в рамки единой методики представляется весьма сложным. Вот почему в этом пособии особое внимание уделено общим вопросам теории, составным частям подготовки спортсменов и анализу техники. Зная их, тренеру легче «подобрать ключи» к спортсмену и повести его к вершинам мастерства.
Итак, первая фаза создания двигательного стереотипа захватывает широкую полосу возбуждения в двигательной зоне коры головного мозга. Для нее характерно, что при выполнении нового движения в работу вовлекаются не только необходимые для этого мышцы, но и другие, не имеющие к нему отношения.
Вторая фаза характеризуется развитием дифференцированного (избирательного) торможения, приобретается способность к анализу раздражений. Спортсмен начинает ощущать действие различных сил. Используя их, он более правильно исполняет прием. Это начальная фаза выработки двигательного динамического стереотипа.
Третью фазу называют фазой стабилизации. В ней происходит укрепление вновь образованных связей, когда отдельные технические приемы становятся привычными и выполняются автоматически.
При формировании двигательных навыков происходит и совершенствование двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости и ловкости. Специфические горнолыжные качества лучше развиваются в процессе специальных тренировок.
Быстрота. Ее показателями являются максимальное число движений, выполняемых в единицу времени, время двигательной реакции и время отдельного движения. Время двигательной реакции зависит от быстроты протекания нервных процессов, необходимых для начала движения. Этот показатель требует специальных тренировок. У горнолыжников он близок к показателям спринтеров.
Сила — качество, мерилом которого служит максимальная величина развиваемого мышцами напряжения. Сила мышцы зависит от количества волокон в ее поперечнике, от характера нервных возбуждений и их согласованности.
Выносливость — способность совершать движение достаточно длительное время на высоком уровне работоспособности. Это качество связано с повышением работоспособности нервных центров, улучшением регуляции двигательного аппарата, кровообращения и дыхания. Имеют значение также и химические процессы, протекающие в мышцах.
Кроме общей различают специальную выносливость с ее специфическими для данного вида спорта чертами. Так, горнолыжнику важна скоростная выносливость на трассах слалома и статическая выносливость на скоростном спуске, где нагрузка падает в основном на мышцы ног и спины.
В процессе тренировки наряду с техническим совершенствованием расширяются функциональные возможности организма — это и принято называть состоянием тренированности. Об уровне тренированности судят как по спортивным результатам,так и по ряду физиологических, морфологических и биохимических характеристик. Например, наблюдается утолщение костей, к которым крепятся работающие мышцы, в свою очередь, увеличивающиеся в объеме уменьшается частота сердечных сокращений, дыхание становится более редким, но жизненная емкость легких увеличивается.
Горнолыжный спорт с его сложной координацией движений при часто меняющихся условиях спусков развивает у спортсменов в процессе тренировок уравновешенность и подвижность нервных процессов. С ростом тренированности совершенствуются функции различных анализаторов, что проявляется в улучшении динамической устойчивости, исключительно важной для горнолыжника. Благодаря изменениям, происходящим в организме в процессе тренировок, работа совершается более экономно, повышается способность к быстрому приведению организма в активное состояние, физиологические функции расширяются до предела. Все это способствует росту работоспособности.
В горнолыжном спорте, как и в других видах, происходит непрерывный процесс совершенствования техники и методов ее усвоения. То, что было хорошо вчера, сегодня уже, как правило, не годится. И если составленная сегодня программа обучения и подготовки разрядников еще может существовать несколько лет, то воспитание спортсменов высокого класса не может ограничиваться узкими рамками программы — это будет означать остановку, что при возрастающей конкуренции непозволительно.
Ставя перед собой цель вырастить чемпиона, тренер, придерживаясь основных принципов педагогики, должен применять их индивидуально, ибо каждый талант идет к мастерству своим путем. Это уже из области искусства, которому чуждо «поточное производство». Поэтому, когда речь заходит о создании методики подготовки высококвалифицированных спортсменов, я испытываю неловкость и колоссальное затруднение. Перед глазами встают десятки непохожих друг на друга мастеров и чемпионов горнолыжного спорта, прошедших под моим руководством «школу» ЦСКА. Общим для них был климат дружного коллектива, в котором поощрялось развитие индивидуальных качеств и товарищеское соперничество. Указывая общее направление к модели идеального движения, стремился помочь им достигнуть цели за счет хорошей организации учебно-тренировочного процесса. И считал одну из главных тренерских задач выполненной.
Тренеры, творчески внедряющие достижения спортивной науки в практику своей работы, сами являются если не авторами, то, по крайней мере, соавторами методики подготовки спортсменов международного класса. Их обобщенный опыт должен лечь в основу современной методики. Этому призваны способствовать тренерские конференции и семинары, на которых в открытой полемике постигается истина нынешняя, необходимая для иной — завтрашней!
Говоря о творческом подходе к работе тренера, мы должны акцентировать внимание и на творческой активности самих спортсменов. Без личной инициативы и вдумчивости, без самоанализа со стороны спортсмена учебно-тренировочный процесс не может быть успешным. Самоподготовка вырабатывает чувство личной ответственности за результат, она психологически мобилизует. В свою очередь, доверие к ученику, поощрение его самостоятельности создают благоприятный фон для такой работы. Так, исподволь сегодня вырастает думающий спортсмен, завтра — тренер.