Модель поворота

Модель — это теоретическое построение, воображаемая система, имитирующая реально наблюдаемое движение. Хорошая модель — важный «инструмент» биомеханики.
В спортивных поворотах каждая часть системы лыжник — лыжи, имея свою траекторию и выполняя свою частную задачу, способствует общему успеху — быстрейшему достижению спортсменом финиша.  Результат складывается в основном из частиц времени, затрачиваемых на отдельные повороты; чем быстрее будет исполнен каждый из них, тем меньше времени потребуется на весь спуск.
Как известно, скорость спуска зависит от скатывающей силы, меняющейся в процессе каждого поворота в зависимости от угла наклона лыж к горизонту. Мы можем произвести развертку поворотов в вертикальной плоскости в том же перепаде высоты и получить профиль волнистого склона, по длине равный криволинейному пути спуска поворотами (рис. 40). Воображаемый спуск по такому волнистому склону, совершаемый на плоско поставленных лыжах, что обеспечивает наилучшее скольжение, сопоставим с временем спуска поворотами — получим представление о «резерве» скорости на данной трассе. Наложим теперь на профиль волнистого склона (развертки) траекторию центра тяжести  тела лыжника, проходящего трассу. Мы получим представление о лучших способах ее прохождения в различных участках, они будут соответствовать тому, что должно иметь место в спуске поворотами (например, в сопряжениях дуг, где ноги должны быть согнуты больше, чем в серединах дуг). Таким образом, теоретически воображаемая модель подсказывает нам пути совершенствования техники поворота — максимум чистого скольжения при минимуме деформаций снега и постоянстве сцепления лыж со снегом обеспечивается за счет амортизирующих движений ногами (как при прямом спуске по буграм).


Рис. 40. Развертка поворотов в вертикальной плоскости в соответствии с углами наклона лыж к горизонту отражает и изменение скатывающей силы

Поскольку практически невозможно добиться скольжения по слаломной трассе на плоско поставленных лыжах во всех фазах поворота, и особенно во второй его половине — фазе поворота к склону, необходимо максимально использовать геометрию и упругие качества лыж с целью их прогибания при закантовке по дуге поворота с минимальным проскальзыванием. На твердом, леденистом снегу такое скольжение будет осуществляться на кантах (резаное скольжение), а на продавливающемся снегу — как по контруклону (рис. 41).


Рис. 41. Скольжение в повороте по уплотняющемуся снегу может быть плоскорезаным, как по контруклону

Итак, два типа скольжения, стоящие на крайних флангах техники реальных поворотов — плоское и резаное, — порождают бесконечное количество сочетаний плоскорезаного взаимодействия лыж со снегом. Здесь впервые применяется такой термин. Он, может быть, и не до конца отражает истинную суть скольжения по дугам, но, по моим наблюдениям, ближе всего приближается к ней. Плоскорезаное скольжение — преобладающий элемент в поворотах на лыжах. На слаломных трассах в нем еще много соскальзывания из-за большей кривизны дуг (здесь приходится стремиться к чисто резаному скольжению); на трассах слалома-гиганта соскальзывания меньше, а в супергиганте и скоростном спуске еще меньше. Максимальное приближение постановки лыж по касательной к дуге поворота способствует уменьшению потерь на соскальзывание и соскабливание снега. Умелое дозирование кантования и плоского скольжения — признак мастерства.