Способы изменения направления спуска

  • Поворот «плугом» и упором
  • Поворот из упора
  • Повороты на параллельных лыжах
  • Ведение лыж по дуге поворота. Лыжа движется по кривой, если возникает момент сил между движущей силой, приложенной в месте креплений, и силой сопротивления снега, приложенной к центру давления, который располагается в передней части лыж. Различают резаное (чистое) ведение лыж по дуге поворота, обусловленное формой и гибкостью лыж, и ведение с соскальзыванием. Во втором случае задники движутся по большему радиусу, чем носки. Как только лыжи начнут движение по дуге поворота, следует принять определенное положение, очень сходное со стойкой спуска наискось. Для сохранения бокового равновесия необходимо наклониться к центру поворота. Величина наклона зависит от скорости движения и радиуса поворота. Чем выше скорость и круче поворот, тем больше наклон. Наружная лыжа больше загружена весом тела. Внутренняя выдвинута вперед на половину ботинка.

    Не следует очень плотно держать лыжи, так как это ухудшает условия сохранения равновесия. Туловище слегка развернуто и наклонено наружу поворота. Руки разведены в положении вниз — в стороны, палки направлены назад. В этом положении вы как бы лежите на центробежной силе и поэтому не требуется больших мышечных напряжений. Чтобы увеличить крутизну поворота, необходимо увеличить плечо действия пары сил. Для этого переносом веса тела вперед отодвигают центр давления к носкам лыж. Регулируя местонахождение центра давления переносом веса тела вперед или назад, изменяют кривизну дуги от крутой к более пологой.

    Конец поворота. Лыжи будут находиться в повороте до тех пор, пока действует пара сил. Чтобы перейти из криволинейного движения в прямолинейное, необходимо прекратить их действие. Для этого перенесите вес тела назад и уменьшите закантовку лыж с одновременным уменьшением наклона к центру поворота. В результате лыжи перейдут в движение прямо, а вы выпрямитесь над лыжами. Если это выпрямление усилить разгибанием или толчком ног, то можно считать, что уже выполнена новая разгрузка лыж и можно начинать новый поворот. На этом основана техника сопряженных поворотов.

    Работа рук и палок. Все повороты можно выполнять с опорой на палки и без нее. Опора на палку при входе в поворот создает дополнительное усилие для разгрузки лыж, увеличивает импульс их вращения и улучшает условия равновесия, являясь дополнительной точкой опоры на снег. Однако в скоростном спуске, слаломе-гиганте, супергиганте трассы проходят с палками, прижатыми к туловищу. В слаломе также наметилась тенденция к уменьшению количества опор на палки. Такой стиль прохождения слаломных трасс имеет и отрицательные моменты. Ухудшаются условия для входа в поворот, сохранения равновесия. И все-таки в процессе совершенствования техники поворотов следует включать в занятия спуски, в которых на палки не опираются. Это заставляет мощнее выполнять все необходимые движения и развивает равновесие.

    Изучив фазы одиночного полного поворота, вы будете четче представлять технику выполнения поворотов на параллельных лыжах различного назначения.