Прямые спуски

Свободные спуски могут совершаться прямо по линии склона или наискось, под углом к этой линии. В первом случае их называют прямыми спусками, во втором — косыми.
Для прямых спусков характерна и удобна так называемая основная стойка — непринужденная, со слегка согнутыми в суставах ногами, руками и позвоночником, позволяющая удерживать максимальное равновесие (рис. 28).

основная стойка спуска
Рис. 28. Основная стойка спуска. Наклонами тела лыжник реагирует на ухудшение и улучшение условий скольжения

Главным условием сохранения равновесия лыжника, как уже говорилось, является расположение его центра тяжести над площадью опоры. В свободных спусках она ограничена наружными кантами лыж по всей их длине. Наименьшее мышечное напряжение будет, когда линия тяжести проходит в пределах подошвы ботинок, а еще лучше — внутри опоры, определяемой сводами стоп, немного впереди лодыжек. Это обеспечивает равномерность распределения давления по длине лыж и создает предпосылки для лучшей устойчивости в заднем направлении. Удерживать равновесие в задней стойке труднее из-за слабости мышц передней поверхности голени, в то время как при наклоне вперед тело удерживается сильными задними икроножными мышцами с прочными ахилловыми сухожилиями. Это позволяет использовать передний угол устойчивости почти полностью, чего не скажешь о заднем угле.
Основная стойка позволяет быстро приспосабливаться к любым условиям спуска, а отклонения вперед-назад перераспределяют вес тела вдоль лыж, что играет существенную роль при исполнении многих приемов. Небольшое выдвижение одной стопы вперед удлиняет опорную поверхность, облегчая сохранение продольной устойчивости. Выдвинутая вперед стопа несет меньшую нагрузку — она как бы опережает реакцию лыжника на изменение условий скольжения.
Изменение условий спуска требует особого внимания и усилий для сохранения равновесия. Часто это связано с изменением толщины снежного покрова или его структуры. При резком улучшении скольжения лыжи стремительно выскальзывают вперед, и, чтобы не упасть назад, лыжнику надо, резко согнув колени, вернуть выскальзывающие стопы под себя. При этом происходит некоторое понижение центра тяжести  тела, увеличивающее угол равновесия. При резком ухудшении скольжения, наоборот, надо выдвинуть стопы вперед, чтобы восстановить равновесие. Так манипулируя опорой под центром тяжести  тела, лыжник приспосабливает свою стойку к изменяющимся условиям скольжения.
Условия скольжения определяются состоянием снега и характером погружения лыж. Поэтому весьма полезно ознакомиться хотя бы с основными вариантами.
Свежевыпавший снег по структуре может быть сухим, с рассыпающимися кристаллическими снежинками, или слегка влажным, слипающимся в комочки. При скатывании по пушистому, мягкому снегу учитывают не только толщину верхнего, свежего слоя, но и структуру нижележащих слоев. Спуски по свежевыпавшему снегу на уплотненной подстилке доставляют истинное наслаждение лыжнику.
Под воздействием лыж мягкий снег в зоне носового загиба уплотняется, затем перемещается и срезается боковыми обводами носка и подминается скользящей поверхностью. За грузовой площадкой, под которой снег окончательно уплотняется, сопротивление оказывает только сила трения.
При прокладывании следа на глубоком снегу трение ботинок и креплений, выступающих по сторонам лыжи, и перемещение снега, наваливающегося с боков, существенно снижают скорость спуска. Чем глубже погружение лыж, тем больше торможение. Соотношение сил, расходуемых на деформации снега в разных частях лыж, хорошо ощущается опытными лыжниками, что позволяет им успешно спускаться по целинным снегам различной плотности и в меняющихся условиях скольжения.
В свое время мне приходилось много работать за рубежом со сборной команды страны. Помимо проигрышей в секундах еще заметнее было наше неумение скользить по глубокому снегу. Это убедительно подтвердил визит альпийских асов в Терскол в начале 70-х годов, когда Бруггман и Нойройтер скатились по северным склонам Чегета, артистически разрисовав их целину змейками, проиллюстрировав тем самым бедность нашего учебно-тренировочного процесса, пренебрегающего подобными экскурсиями по горам.
Увлечение спусками по целинным склонам породило технику спусков — глиссирование по снегу, подобное небыстрому скольжению на водных лыжах (рис. 29). Здесь лыжник путем облегчения передней части лыж держит носки над снегом и создает определенный угол атаки, позволяющий подминать под себя снег всей скользящей поверхностью лыж. Подчеркиваю: путем облегчения передней части лыж, а не путем загрузки пяток лыж. «Сидение на пятках» становится дурной привычкой многих лыжников, и они сохраняют заднюю стойку даже на укатанных склонах. Такое увлечение приносит вред спортивной практике.


Рис. 29. По глубокому рыхлому снегу удобно спускаться, разгрузив носки лыж

Сопротивление частиц снега, соприкасающихся со скользящей поверхностью при глиссировании, имеет две составляющие. Одну — вдоль лыжи, другую — перпендикулярно скользящей поверхности. Первая вызывает сцепление частиц под действием силы трения, вторая — их уплотнение. Поскольку в перемещение вовлекается большая масса рыхлого и уплотненного снега, на что расходуется значительная часть энергии, скорость спуска оказывается меньше той, которая получилась бы при спуске обычным способом. При катании глиссированием по крутым склонам всегда следует помнить о лавинной опасности!
Укатанный лыжами или ратраками плотный снежный покров представляет собой совершенно иную картину — силы сопротивления снега здесь незначительны, и техника спуска по нему выглядит иначе. Укатанные склоны служат отличным «полигоном» для совершенствования спортивной техники. Трамбовка снега лыжами при длительном использовании склона делает его твердым, а после оттепели смерзшимся, ледянистым, т. е. наиболее пригодным для спортивных трасс слалома и гиганта. Леденистый, с мелкопористой кристаллической структурой снег, равномерно уплотненный и смерзшийся на всю глубину, создает практически равные условия для всех участников соревнований.
Поскольку эта книга имеет спортивную направленность, мы будем в дальнейшем говорить о технике приемов на плотных, укатанных склонах. Это, однако, не значит, что тренирующиеся спортсмены должны избегать целинного снега. Наоборот, эпизодические выходы на мягкий снег служат отличной проверкой техники правильного кантования и загрузки лыж, разнообразят учебно-тренировочный процесс и доставляют эстетическое наслаждение от общения с первозданной природой, что вообще характерно для горнолыжного спорта и является одним из его притягательных качеств для современного человека.
Итак, спуски на лыжах будут устойчивыми, если лыжник соблюдает основные правила техники:
—       наклоны тела приводит в соответствие с крутизной спуска, сохраняя стойку, по возможности перпендикулярную склону и скользящей поверхности лыж (рис. 30);
—       резкие изменения рельефа амортизирует сгибанием-разгибанием ног, смягчая тем самым удары и делая траекторию центра тяжести  тела более плавной;
—       помнит, что в контроле и регулировании скорости спуска залог его безопасности.


Рис. 30. Общий наклон тела должен соответствовать крутизне склона

Коль скоро мы заговорили о безопасности, следует напомнить о некоторых «заповедях», обязательных к выполнению на склоне:
—       перед выходом на тренировку еще раз проверить регулировку креплений, состояние кантов, подгонку всего снаряжения;
—       прежде чем начать спуск, необходимо наметить место и способ остановки;
—       по возможности придерживаться избранного маршрута спуска;
—       при остановке не задерживаться на трассе, а быстро отойти в сторону .(особенно это важно на не просматриваемых сверху участках);
—       подниматься на лыжах по трассе, придерживаясь одного из ее краев, а на виражах — только внутренней стороны;
—       скоростные тренировки допустимы только на спортивных трассах, выход на которые запрещен для туристов, и только после детального ознакомления с трассой;
—       все резкие изменения профиля трассы должны быть предварительно изучены с учетом индивидуальной техники спортсмена, ибо их преодоление зависит от скорости спуска в сочетании е особенностями и характером прилегающих участков.