Способы регулирования скорости на спусках

Для того чтобы чувствовать себя уверенно и спокойно при спусках с гор, необходимо научиться оценивать и регулировать скорость движения в соответствии со своими возможностями. Это относится как к увеличению, так и к замедлению скорости. Второе более важно. Есть пять способов торможения.

Торможение упором. Как правило, применяется для уменьшения скорости при спусках наискось в условиях как твердого, так и мягкого снега перед слишком крутыми участками трассы. Начните спуск наискось на параллельных лыжах, а затем, немного освободив нижнюю лыжу от веса тела, отведите ее в упор и снова плавно загружайте. Поставленная на кант, она будет срезать слой снега и замедлять движение. После нескольких метров торможения вновь поставьте нижнюю лыжу параллельно верхней. Для усиления торможения необходимо выдвинуть нижнюю лыжу немного вперед и еще больше загрузить ее весом тела. Перенесите вес тела в сторону этой лыжи с одновременным разворотом туловища и принятием углового положения.

Для обучения этому приему подыщите небольшие участки склона чуть большей, чем обычно, крутизны и, приняв положение упора, начинайте спуск. Вы почувствуете, что кант нижней лыжи с силой цепляется за снег. Чтобы усилить торможение, полностью перенесите вес тела на нижнюю лыжу и с силой давите на нее пяткой. Выдвинутая вперед нога служит вам опорой, не давая туловищу слишком подаваться вперед.

Торможение «плугом». Применяется на склонах различной крутизны и снежного покрова при движении прямо вниз. Разведите задники лыж в стороны, удерживая носки, и, постепенно став на канты, с силой надавите на них. Чем сильнее вы будете давить на задники, не изменяя их положения, тем больший эффект торможения получите.

На пологом и твердом склоне научитесь раздвигать задники, скользить в «плуге» на почти плоско поставленных лыжах и снова сводить их вместе. Затем освойте постановку обеих лыж на канты сведением коленей, и вы почувствуете, как это значительно усиливает торможение. Постепенно вырабатывайте умение принимать положение «плуга» очень быстро и гасить скорость на все более коротких участках торможения. Для сохранения равновесия в передне-заднем направлении с началом торможения отклоняйтесь назад и с силой давите на задники лыж.

Торможение боковым соскальзыванием. Это наиболее эффективный прием, дающий возможность не только быстро уменьшить скорость, но и остановиться, когда нет возможности изменить направление спуска. Он применяется на любой скорости как для плавного ее уменьшения, так и для резкой остановки, при выполнении спусков прямо и наискось. Только в условиях глубокого снежного покрова, на неподготовленном склоне нельзя пользоваться этим приемом.

Техника бокового соскальзывания описана в разделе «Соскальзывания». Любым способом разгружают лыжи, вращением ставят их под углом к направлению движения и распределяют вес тела так, чтобы точка силы сопротивления снега и точка приложения движущей силы в момент загрузки лежали в одной плоскости. В этом случае вы будете спускаться по склону в первоначальном направлении на лыжах, поставленных под любым углом (до 90°) к направлению движения. Чем большим будет этот угол, тем большего эффекта торможения вы добьетесь. Для уменьшения длины участка торможения сильнее врезайте канты лыж в снег, не забывая развернуть туловище в направлении спуска и отклониться в противоположном для удержания равновесия. Распределите вес тела по длине лыж равномерно, иначе вас будет уводить в сторону от первоначального направления.

Торможение с использованием поворотов. Этот способ применяется в основном для удержания такой средней скорости спуска, которая не вызывает перенапряжения мышц при выполнении различных поворотов. Например, вы совершенствуете технику поворотов среднего радиуса. Правильно выполнив 3—4 поворота, вы наберете такую скорость, которая окажется для вас чрезмерной, поэтому пятый и шестой повороты следует выполнить сознательно с большим соскальзыванием при движении лыж по дуге. В результате скорость снизится.

Применяют тормозящие повороты и при переходе на более крутые участки склона, чтобы удержать скорость спуска в разумных пределах, обеспечивающих безопасность.

Торможение с изменением стойки спуска. На больших скоростях движения по склону тормозящего эффекта можно добиться, если увеличить площадь лобового сопротивления переходом в более высокую стойку, да еще развести руки в стороны.