Слалом

Тренировки в слаломе-гиганте и скоростном спуске рекомендуется перемежать со слаломом. На всех уровнях обучения и тренировки должны подбираться упражнения, соответствующие по сложности и скорости. В каждом виде преобладают определенные компоненты техники:
—       в специальном слаломе — нормальная средняя стойка, скольжение резаное, иногда с боковым проскальзыванием, руки работают в основном над устранением древков с траектории туловища. Сопряжения дуг бывают с потерей контакта лыж со снегом (рис. 72);
—       в слаломе-гиганте — стоика изменяется от низкой до высокой, скольжение преимущественно коньковое, плоскорезаное и резаное, руки находятся в готовности отстранить древко — «клином», уколы палками реже, чем в слаломе, сопряжения с непрерывностью скольжения (но не исключаются и полеты, особенно на буграх);


— в скоростном спуске — стойка низкая, обтекаемая, скольжение плоскорезаное, на сложных профилях полеты в группировке.


Рис. 72. Типичное сопряжение слаломных поворотов с отрывом лыж от снега

Приведенные технические особенности видов горнолыжного спорта носят весьма условный характер. Они отражают лишь преобладание определенных элементов техники над другими. Любой из приемов мы можем встретить в разных видах, однако на каждом будет свой отпечаток. Так, например, коньковое окончание поворота в слаломе и в слаломе-гиганте, где скорость в полтора раза ниже, будет существенно различаться. Прежде всего это отразится на величине угла расхождения лыж: в слаломе он больше, чем в других видах (рис. 73), и отталкивание здесь в связи с этим более резкое. В гиганте же чаще преобладает «пересадка» с постепенным переносом веса тела.

Рис. 73. Окончание поворота широким коньковым шагом

Продолжающийся рост мастерства в горнолыжном спорте связан в основном с совершенствованием техники резаных поворотов на жестких, практически ледяных трассах. Благодаря падающим древкам стойка в поворотах стала выше, туловище менее напряжено, а вращательный импульс исходит не от верхней части корпуса, а от нижней. Вместо маховых движений плечами выполняется вращательное выдавливание лыж ногами наружу поворота с одновременным контрвращением и отведением тела внутрь дуги поворота. Приближение вращательного импульса к лыжам обеспечивает более быстрый и надежный контроль за их движением, повышает маневренность лыжника на трассе. Кантование лыж осуществляется одновременно с равномерной загрузкой их по длине (переднезадние движения).

Для современной техники характерно свободное ведение лыж, что особенно удобно на извилистых трассах слалома и слалома-гиганта, которые, кстати, стали больше походить друг на друга по характеру поворотов, чем 20—30 лет назад. Да и проводятся они теперь одинаково — по сумме двух попыток. Любопытно, что «новинка» программ международных и всесоюзных соревнований супергигант, по существу, не что иное, как воскресший из небытия настоящий слалом-гигант, называющийся ранее «контролируемый скоростной спуск», длина которого доходила до 1500 метров, и проводился он по одной попытке.

Опора на палку при выполнении слаломных поворотов сохранила свое полезное значение как фактор, облегчающий вращение и выталкивание лыж наружу в начальной фазе поворота. Но использование падающих древков и непрерывное совершенствование слаломных лыж, лучше скользящих в повороте, ведет к тому, что опоры на палки стали реже, уменьшилось торможение во время уколов, что, в свою очередь, улучшает сопряжение дуг и общее положение тела над лыжами.

Преимущества новой техники особенно полезны для горнолыжников-универсалов, тренирующихся во всех видах троеборья. Умение преодолевать неровности на трассах скоростного спуска здесь так же важно, как и умение выполнять поворот. Плохая техническая подготовка при встрече с препятствием приводит к потерям равновесия, а в итоге к проигрышу во времени или даже сходу с трассы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10