Слалом

Из данного примера следует, что выведение вперед внутренней лыжи в конце основной фазы слаломного поворота целесообразнее делать возможно позже и меньше, а независимая работа ног позволяет осуществлять одновременно различные технические приемы, способствующие наилучшему исполнению сложного поворота.

На рис. 85 показан эпизод сопряжения поворотов с потерей контакта лыж со снегом на той же Кицбюэльской трассе, но в другом месте — на перегибе склона. В данной ситуации спортсмену с нагрудным номером 11 необходимо было в конце дуги, в полете, успеть совершить наклон тела вперед, чтобы привести его в соответствие с нарастающей крутизной склона и отклонить внутрь, к центру следующего поворота. Винтообразного вращения ему делать не пришлось, и всю основную работу он совершает с помощью палок — внутренняя к следующему повороту служит мгновенным центром вращения, а внешней он отталкивается вперед-внутрь, чтобы к моменту приземления быть в стойке, соответствующей крутизне склона и кривизне предстоящего поворота.

Отметим еще одну небольшую, но существенную деталь: правой палкой он делает укол с маятниковым движением штыря и «подгребающим» усилием кисти во избежание торможения. Левая же палка выносится вперед не полностью, а движением наподобие лыжного хода «вперекидку».

Сопоставляя позы лыжников, изображенные на рис. 83 и 85, мы увидим, что в первом случае амплитуда движений лыж была больше, чем туловища, а во втором, наоборот, преодоление перегиба с опережающим наращиванием наклона являлось главным элементом. Не сделай слаломист этого опережения — на крутой части склона его лыжи окажутся впереди тела, и дальнейший спуск станет неуправляемым, если он не поставит лыжи на канты под углом к направлению спуска, т. е. не изменит характера скольжения, добавив в него элементы бокового соскальзывания, что крайне нежелательно.


Рис. 85. Сопряжение на перегибе склона обычно сопровождается потерей контакта лыж со снегом; опора на палки при этом играет существенную роль — одна используется как мгновенный центр вращения, другая для увеличения наклона

Когда слаломисту не удается вовремя сделать достаточный опережающий наклон, чтобы не допустить выскальзывания лыж на крутом участке, он в момент полета сгибанием коленей оттягивает стопы назад, а лыжи наклоняет носками вниз. Такое движение компенсаторно чуть отклоняет туловище, но опора в момент приземления все-таки оказывается сзади центра тяжести, и дальнейшее скольжение происходит более уверенно.

На рис. 86 видно, как спортсмен под номером 13, заканчивая предыдущий поворот слабо выраженным «коньком», получил недостаточный вращающий импульс и в полете, поджимая ноги и опуская носки лыж, помог вращению тела вперед. Опора на правую палку была кратковременной и слабой (во второй позе штырь уже вынут из снега), чтобы не препятствовать продвижению вперед туловища и рук. Для четкости загрузки внешней (левой) лыжи к началу поворота правая приподнята так, что мы видим ее скользящую поверхность. Способствуя правильному выходу на крутой участок, спортсмен сохранил в полете группировку, а для перекантовки лыж ему достаточно боковых движений голеней.


Рис. 86. Полет с опережающим наклоном в сопряжении поворотов на спаде

Рис. 87. Ускользнувшая внешняя лыжа может быть использована для входа в следующий поворот как «упор внутренней»
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10