Слалом

Слалом — наиболее доступный из всех видов горнолыжного спорта, и прежде всего потому, что склоны для него требуются небольшие, в сотню-другую метров, которые можно найти почти в каждом городе или поселке. Это делает слалом популярным среди людей всех возрастов и физических данных, он стал массовым видом спорта.
Слово «слалом» составлено из двух слов норвежского языка: sla — волна, lom — след. Как вид спорта он утвердился благодаря инициативе англичанина Арнольда Лунна и с 1931 года включен в программы чемпионатов мира. Первый чемпионат СССР по слалому был проведен в 1934 году на небольших Уктусских горах под Свердловском. За полувековую историю формула и правила соревнований претерпели большие изменения, еще больше изменилась техника.
Элементом слаломной трассы являются ворота, состоящие из пары вертикально воткнутых древков с флажками. Способ постановки ворот меняет характер трассы, определяет трудность и технику ее прохождения. Поэтому очень важно, чтобы в этом вопросе строго соблюдались правила, чтобы трасса не выглядела пошатнувшимся частоколом. Точность постановки, в том числе и точность восстановления сбитых древков, должна строго соблюдаться, так как любое смещение влечет за собой изменение пути движения спортсмена, а значит, нарушение равных условий для соревнующихся.
О требованиях к выбору склонов, подготовке и оборудованию трасс для слалома довольно подробно говорится в Правилах соревнований, которые вышли в обновленной редакции в 1983 году. Приведу только основные: «Трассы для слалома размечаются воротами шириной не менее 4 и не более 5 м». И еще: «Минимальное расстояние между воротами по ближайшим шестам (называние древков «шестами» на практике не прижилось) должно быть не менее 7 и не более 15 м, за исключением вертикальных комбинаций и  «шпилек», где минимальное расстояние между ближайшими шестами должно быть не менее 0,75 м».
Слова «не менее» и «не более» регламентируют творчество постановщика трассы, лишают его произвола и в то же время оставляют ему простор для фантазии, хотя в его распоряжении имеются всего лишь «горизонтальные», «вертикальные» и «косые» ворота двух цветов. Так они называются по своему положению относительно ската склона. По-другому они называются, когда хотят отразить их положение относительно спускающегося лыжника: «открытые», «слепые», «закрытые» ворота (рис. 71).


Рис. 71. Ворота по отношению к линии склона бывают горизонтальными (а), вертикальными (б) и косыми (в). Для спускающегося по трассе одни и те же ворота могут быть открытыми (а), слепыми (б), закрытыми (в)

Слалом в большом спорте предъявляет весьма высокие требования к мастерству спортсмена. По технической сложности он приближается к акробатическому упражнению, основанному на виртуозном владении лыжами; кроме того, дает специфическую физическую и нервную нагрузку, посильную только отлично тренированному спортсмену. По характеру нагрузок слалом следует отнести к упражнениям высокой интенсивности. Между тем в горах бывает сложно организовать тренировочный процесс, который во многом еще зависит от слабости материальной базы наших горнолыжных центров и изменчивости метеорологических условий.
Каким лучше быть слаломисту? Считают, что для занятий слаломом хорошо иметь высокий рост и малый вес. Жизнь показала, что слаломист подобен спринтеру — его рост должен соответствовать его силе. Рослый, хорошо физически развитый спортсмен при том же уровне мастерства оказывается в большинстве случаев результативнее малорослого. Слаломист должен обладать взрывной силой, молниеносной реакцией на изменения ситуации, иметь хорошо развитые мышцы и гибкие суставы, быть координированным, обладать обостренным чувством равновесия, самообладанием, уметь нервно раскрепощаться.
Примерная схема занятий слаломом (после овладения определенным минимумом технических приемов) может быть такой: — первый этап — освоение «ограниченного пространства», которым спортсмен располагает при спуске по слаломной трассе, выбор пути между воротами, соответствующего умению выполнять повороты;
—       второй этап — устранение технических ошибок, совершенствование техники поворотов в условиях приобретенной уверенности и самообладания;
—       третий этап — работа над повышением скорости и дальнейшим улучшением технического мастерства;
—       четвертый этап — соревновательная практика, сопровождающаяся постоянным ростом спортивного мастерства в условиях напряженной круглогодичной учебно-тренировочной работы.
Повышение скорости прохождения трассы — это в первую очередь результат работы над техникой. То, что два компонента — техника и скорость — тесно связаны, можно проиллюстрировать простейшим примером: пешеход огибает угол дома совершенно иначе, чем бегущий человек, — первый поворачивается грудью к каменной громаде, а второй — спиной. Еще заметнее разница в поведении быстро бегущего среди пешеходов. В зависимости от скорости бега он резче убирает плечо, выдвигая его вперед при обгоне. Как видим, скорость вынуждает к применению определенного приема, а совершенное владение приемом повышает скорость...
Конечно, техника не единственная причина повышения скорости прохождения современных трасс. Улучшение состояния снегового покрова с применением различных механизмов, воды и снежного цемента, постановка «падающих древков», улучшение общей физической подготовки спортсмена, непрерывное совершенствование инвентаря (лыж, ботинок, креплений) — все это способствует повышению скорости. Но, какими бы ни были лыжи, необходимым условием успешного выступления в соревнованиях является умение скользить и свободно управлять ими. В зависимости от индивидуальных особенностей техники горнолыжника лыжи могут быть более гибкими или жесткими в носке или пятке, иметь больший или меньший весовой прогиб и т. д. Соответствие материальной техники технике спортивной — еще один резерв скорости. Так замыкается круг: инвентарь — техника — скорость. Попутно идет эволюция техники поворотов, изменения в принципах разметки трасс. Таким образом, мы получаем единую схему развития слалома: совершенствование инвентаря — улучшение техники — изменения в разметке трасс — повышение скорости. Определенная трассу требует соответствующей техники ее прохождения, а новая техника поворотов заставляет ставить трассы, пригодные для данной техники.
У слаломиста должна быть хорошо развита зрительная память, чтобы перед стартом помнить расположение ворот и состояние снега на разных участках. Это помогает определить оптимальную скорость движения. Запоминание трассы отвлекает спортсмена от мыслей о возможности ошибок, сковывающих его действия на протяжении всего спуска. Вот почему горнолыжник не имеет права ни на миг отвлекаться и расслабляться, пока не пересечет створ финишных ворот.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10