Сопряженные повороты

Повороты называются сопряженными, когда они следуют один за другим без прямых участков между ними. Техника таких поворотов имеет свои особенности, главная из них — совмещение выхода из предыдущего поворота с входом в следующий. Этот прием напоминает езду на велосипеде «восьмеркой»: чтобы из левого наклона переложиться в правый, велосипедист вынужден на какое-то мгновение заложить руль круче влево. Увеличение кривизны движения колеса приводит к появлению дополнительной инерционной силы, которая перекладывает его в новое направление. Примерно то же мы наблюдаем у фигуристов при скольжении на одном коньке — конек в конце дуги скользит круче и, пересекая траекторию центра тяжести тела, создает наклон в противоположную сторону.
На склоне, как уже говорилось в разделе динамики, картина намного сложнее — ведь лыжник, скользя в повороте, все время находится под воздействием скатывающей силы, меняющей свою величину и направление.
Легче изучать сопряженные повороты, которые симметричны относительно склона — движения лыжника становятся ритмичными, как танец. Не случайно при обучении некоторые инструкторы пользуются ритмичной музыкой, задающей лыжнику нужный темп движений. Такие короткие повороты по аналогии с движением кормового весла французы называют годиль, а австрийцы, находя в них сходство с вилянием собачьего хвоста, — ведельн. В нашей стране такие сопряженные повороты называют змейкой. В зависимости от условий и назначения сопряженные повороты носят характер ограничения скорости (на крутых склонах), нормального скольжения на склонах средней крутизны, а также ускорения на очень пологих склонах.
На крутых склонах такие повороты исполняются с большим угловым смещением пяток лыж, поэтому компенсаторные винто-угловые движения туловища и ног ярко выражены, а переброска пяток лыж производится с отрывом от снега. Это так называемый годиль — торможение.
На склонах средней крутизны сопряжения осуществляются без особых усилий, если лыжник уверенно стоит на лыжах и своевременно реагирует на изменение направления поворотов.
На пологих склонах, где скорость бывает недостаточной для улучшения динамики сопряжений, лыжник пользуется элементами конькового отталкивания. Если спуск производится по бугристому склону, то можно использовать прием опережающей амортизации, последовательно облегчая лыжи на контруклонах и вдавливая их в скат бугров.
Освоение сопряженных поворотов — процесс довольно длительный, и немалое значение в успехе приобретает психологический склад, характер человека. Смело довериться склону, свободно манипулируя телом и движением лыж под собой, может далеко не каждый, а в этом и заложен секрет успеха.