Старт и финиш

Основное требование к старту — возможно быстрый переход к наибольшей скорости движения при соблюдении условий, предусмотренных правилами соревнований. Однако в понятие «старт» спортсмен и тренер обязаны вкладывать целый комплекс мер и действий. Старт — это наиответственнейший момент в достижении высокого результата на соревновании. От удачного старта зависит во многом успешность спуска по трассе, весь его технико-тактический рисунок.

Подготовка к старту начинается еще накануне дня соревнований. У каждого спортсмена должен быть выработан свой рецепт отвлечения от ненужных мыслей, любимый вид отдыха и способ настроя на хороший сон, укрепляющий нервную систему. Подготовка к соревнованиям инвентаря: заточка кантов и шлифовка скользящей поверхности, проверка всех деталей ботинок и их просушка, регулировка креплений и проверка палок (особенно опасны «надрезы» от кантов лыж в зоне колец) — лучший способ приведения себя в боевую готовность. Пассивное же расслабление неизбежно приводит к ненужным размышлениям, и вечер превратится в мысленное «проигрывание» различных малоприятных ситуаций. Особенно это важно накануне скоростного спуска, который уже отрепетирован на официальных тренировках. Не следует огорчаться, если последняя попытка была не лучшей — выявленное колебание в результатах подсказывает, что на следующий день должно быть все гораздо лучше. Как часто победители предварительных заездов оказывались в протоколах соревнований далеко от первой строчки и наоборот!

Смазку лыж лучше всего отложить на утро: метеорология еще весьма не надежна и вечерний прогноз погоды бывает ошибочен.

Спокойное и внимательное изучение трассы слалома (по моему мнению, предпочтительнее снизу вверх) кроме прогревания организма дает возможность более четко составить план и действовать при прохождении. Выйдя на склон, подсчитайте, сколько времени остается до вашего старта, и соответственно этому делайте разминку — сначала несколько упражнений без лыж, затем на лыжах. Разминочные спуски на коротких отрезках лучше выполнять выше старта.

Не увлекайтесь созерцанием на трассе ваших предшественников: у вас созрел свой план, и учиться на ошибках других сейчас поздно — значит уподобляться им. Что касается состояния снега на трассе, ваш порядковый номер на груди служит хорошим ориентиром в его оценке. За 2—3 минуты до старта приблизьтесь к стартовой площадке и будьте наготове к вызову помощника стартера. Уверенно и спокойно восстановите в памяти рисунок намеченного пути как минимум для первых 7—10 ворот (последующие «воскреснут» по ходу). За это время в деталях изучите обстановку на старте и манеру подачи команды. Это особенно важно, когда она подается на незнакомом языке. Внимательно изучите поверхность стартовой площадки: наличие уклона, твердость упора для палок, легкость открывания «калитки» автохронометра. Расслабленное потряхивание и поглаживание рабочих групп мышц на ногах улучшат их работоспособность.

Техника старта зависит от характера его оборудования и мастерства спортсмена. Если сразу за линией старта крутопадающий склон, то основным элементом будет энергичная подача тела вперед, заканчивающаяся резким и мощным отталкиванием палками (рис. 107). Для того чтобы лыжи сразу «вписались» в кручу, полезно сделать своеобразное «взбрыкивание» задниками лыж. В целом движение выглядит как опережающий наклон туловища вперед.

старт на крутом спаде
Рис. 107. Старт на крутом спаде

старт на пологом участке
Рис. 108. Старт на пологом участке

Старт на пологом или горизонтальном участке выглядит иначе — энергичным посылом тела вперед из положения подседа (рис. 108). Вообще пологие стартовые участки нежелательны, но часто, чтобы удлинить трассу, в средней полосе России с ее небольшими холмами организаторы соревнований вынуждены прибегать к такому средству. В этом случае широко применяются ускоряющие коньковые шаги с резкими и сильными толчками палками, продолжающимися иногда в первых двух-трех воротах, пока лыжник не выйдет на участок нормальной крутизны и не наберет нужную скорость.

Мастера пользуются стартом под названием «катапульта», впервые примененным Ж.-К. Килли. Спортсмен располагается на 50— 60 см сзади «калитки» хронометрирования и при счете 5—4—3 присаживается, вынося палки вперед (рис. 108). По команде «Марш!» он сильно выталкивается вперед-вверх, набирая высоту и наращивая наклон с опорой на палки. Усилием рук он подает туловище вперед, оттягивая стопы, чтобы возможно дольше не касаться ими «калитки». Из такого положения, совмещая усилие отталкивания руками с ускоренным опусканием под действием веса, «катапультируется» на трассу. Таким образом, здесь налицо использование двух факторов — ускорения от силы тяжести и мышечных сил отталкивания. Агрессивность действий на старте как заряд бодрости и решительности: два-три ускоряющих коньковых шага позволяют стремительно набрать нужную скорость и уверенно и быстро скользить по трассе.

Учебно-тренировочный процесс должен быть насыщен занятиями по отработке стартов в самых различных условиях. Старт играет большую роль в борьбе за сотые и даже десятые доли секунды. На тренировках полезно оборудовать автохронометражом стартовый отрезок длиной 25—30 метров. Это позволит выявить полезные и вредные детали в технике старта.

Финишируют спортсмены на трассах скоростного спуска в обычной низкой стойке. В слаломе-гиганте, а чаще всего в слаломе используют прием опережающего выскальзывания лыжами за счет отбрасывания корпуса. Стопа или голень при этом пересекут луч финишного фотоэлемента на сотую-тысячную доли секунды раньше, что при современной плотности результатов иногда передвигает спортсмена в протоколе на строчку выше (рис.110).


Рис. 109. Старт «катапульта»

Рис. 110. Финиш с выбрасыванием ног на луч автохронометра